Толкование канона на Воздвижение

Вот эту-то историю применяя к церковному песнопению, песнописец говорит, что Иаков, впоследствии переименованный Израилем, который предвидел события, имевшие совершиться, так низко наклонился, чтобы поклониться сыну своему Иосифу, что голова его коснулась верха царского жезла, который Иосиф держал, каковой верх обняв, он поцеловал[29]. Этим же поклонением Иаков показал, что преславный и покланяемый крест Христов, прообразованный царским жезлом Иосифа, сам будет всеми поклоняемый и будет содержать и укреплять державу царства, т. е. могущественное христианское царство[30]. Так как у православных христианских царей не считается предметом победной похвалы ни множество войск, ни колесницы, ни всадники, ни тысячи и десятки тысяч военных коней; нет! но для них предметом победной похвалы служит крест Господень, а для православных христиан он есть свет: то поэтому Златоуст дивно сказал: "О, светлость страдания! О, блеск креста! Солнце помрачается и звезды падают, как листья, а крест сияет ярче всех их, объемля все небо" (Слово к соблазнившимся). Будучи светом, крест освещает ум христиан и делает его проницательным; а христиане взывают с верою, благословляя препетого Владыку Христа, столь великие блага чрез крест даровавшего им.

Так понял священный Косма это изречение Священного Писания, сказанное о Иакове, что поклонился Израиль на верх жезла его (т. е. Иосифа); другие же отцы церкви, как Геннадий, Феодорит и отчасти Евсевий, разумели иначе это повествование. Они, опираясь на местоимение "его" – autou и принимая его за возвратное (autou) вместо "своего" (eautou), говорили, что Иаков, обрадовавшись вышеупомянутому клятвенному обещанию сына своего Иосифа, захотел встать, чтобы поклониться ему, ибо не желал поклониться лежа. Поелику же он был стар и лежал на постеле вследствие немощи, то посему взял жезл свой и, опершись на него, наклонил голову свою на верх его или иначе, на верхнюю часть жезла своего и таким образом поклонился Иосифу. Тогда исполнилось видение, которое видел Иосиф, что поклонилось ему солнце, т. е. отец его Иаков. Итак, вся разница одного мнения от другого состоит в местоимении autou или лучше сказать, в дыхании а нем; ибо Косма и Евсевий, приняв его простым autou и имея в виду тонкое дыхание, говорили, что Иаков поклонился на верх жезла его (т. е. Иосифова), другие же, принимая означенное местоимение за возвратное и имея в виду густое дыхание (autou), утверждали, что Иаков поклонился Иосифу, опираясь на верх, т. е. на верхнюю часть жезла своего собственного.

О если бы и в тебе, возлюбленный брат, крест Господень был мысленным светом, освещающим ум и рассудок твой лучами божественного знания и мудрости, смягчая и услаждая сердце твое благодатию распятого на нем Христа Бога. Ибо как огненный оный и светлый столп путеводил Израильтян в пустыне во время ночи, и не допускал, чтобы они заблудились в пути, так и крест Господень дан тебе, христианин, чтобы освещать и руководить тебя среди мрака настоящей жизни и не допускать тебя блуждать в пропастях греха; но возлюби и ты поднимать крест Христов. Что же значит поднимать крест? Слушай. Люди, осужденные судьею умереть на колоке, сами несут на своих плечах колок и идут на место казни печальные, угрюмые и потерявшие надежду на настоящую жизнь; скорее мертвые, чем живые. И ты, брат, похож на них; поэтому подняв, неси с терпением крест Христов, ходи в настоящей жизни печальный, угрюмый, скорбящий, умерший для мира, как будто идешь на место казни, где будут тебя распинать. Если так сделаешь, то можешь говорить вместе с апостолом Павлом: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14). Если же не будешь так поступать, то знай, что ты не достоин Господа, как Он Сам сказал: иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Матф. 10, 38).

ПЕСНЬ ОСЬМАЯ. ИРМОС.

Благословите отроцы, Троицы равночисленнии, содетеля Отца Бога, пойте снизшедшее Слово, и огнь в росу претворшее, и превозносите всем жизнь подаваюшаго, Духа Всесвятаго, во веки.

ТОЛКОВАНИЕ.

Весьма искусно и заботливо составил настоящий ирмос иерарх и мудрец Косма. Поелику три отрока в осмой песни своей побуждают все твари к песни в честь Бога, говоря: благословите, пойте и превозносите Господа (Дан. 3, 57) то посему и священный песнопевец побуждает, наоборот, трех отроков к той же песни в честь Бога. Что три отрока сделали по отношению к прочим тварям, то же самое песнописец делает по отношению к трем отрокам, или лучше, он и в этом подражает им, ибо, как сами три отрока самих себя побуждают воспевать Бога, говоря: Благословите Ананиа, Азариа и Мисаил Господа (Дан. 3, 88): так и божественный песнопевец побуждает их к пению. Далее, поелику три отрока равночисленны святой Троице, то посему песнопевец, найдя эти три слова, приводимые в осмой их песни, т. е. благословите, пойте и превозносите, слово "благословите" относит к Богу Отцу, прежде времен Содетелю всего, слово "пойте" приписывает единородному Сыну Отца и Слову, снисшедшему в пещь и превратившему огонь в росу, – слово же "превозносите" относит к Пресвятому Духу, дающему жизнь всем живым тварям, каковы ангелы, люди, животные и растения, ибо и растения имеют жизнь и душу, питательную, растительную и рождающую подобное себе; поэтому и Дионисий Ареопагит именует их живыми (существами).

Но хотя эти три слова три отрока относят к одному лицу, – Отца, именуя Его и Господом; ибо сказано: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки (Дан. 3, 57)[31], однако божественный Косма разделил их между тремя Богоначальными лицами и ипостасями единого Божества. Он сделал это не потому, что в особенности и отдельно относится "благословите" Отцу, "пойте" – Сыну и "превозносите" – Св. Духу; прочь такое безумие! ибо общи трем присносущным лицам блаженного Божества и благословение, и пение, и превознесение; но он это сделал, с одной стороны, чтобы показать, что отроки благословляющие, поющие и превозносящие Господа были три числом и, следовательно, каждый из них славословил отдельным словом одно Лице Св. Троицы, с Которой они были равночисленны. Главнейшая же причина этому была та, что в этой песни трех отроков священный песнопевец видел упоминание и о трех лицах царственнейшего Божества.

Именами "Господь" и "Бог" возвещается Отец; ибо сказано: благословите вся дела Господня Господа и еще: и тии трие Седрах, Мисах и Авденаго падоша посреде пещи и хождаху посреде пламене поюще Бога и благословяще Господа (Дан. 3, 23. 24). Сын же называется здесь именем Ангела: Ангел же Господень, говорится, сниде купно с сущими со Азариею в пещь, и оттрясе пламень огненный от пещи (Дан. 3, 49. 50); ибо этот Ангел не был один из простых ангелов, но единородный Сын и Слово Бога и Отца, Ангел великого совета, Который этим Своим снисхождением предуказал на будущее Свое схождение к нам плотию. Поэтому и царь Навуходоносор назвал Его Сыном Божиим говоря: не трех ли мужей ввергохом среде огня связанных? Се аз вижду мужи четыре разрешены ходящи среде огня и истления несть в них и зрак четвертаго подобен Сыну Божию (Дан. 3, 91-92). Таким же образом и Ангел, явившийся в купине Моисею, был Сам Сын Божий в виде ангела снисшедший, как толкует Василий Великий в словах против Евфимия. Подобно тому и Ангел, избавляющий Иакова от всех зол (Быт. 48, 15), как Сам говорил, был Бог Слово, Ангел великого совета, по мнению Афанасия Великого. А Дух Святый означается в песни этими словами: и сотвори среднее пещи як дух росы шумящ, (Дан. 3, 50). Поэтому и священный Косма, видя в этой песни упоминаемыми три Лица единоначальнейшей Троицы, не хотел, чтобы воспевалось в ней только одно Лицо, но каждому Лицу уделил соответственно и одно из выше упомянутых слов, чтобы и три Лица, как единосущные и избавившие отроков из печи, прославлялись. Вот по какому поводу и Церковь в конце настоящей осмой песни прибавила слова: благословим Отца, Сына и Св. Духа Господа (и эти слова не принадлежат трем отрокам) видя, что в этой песни говорится о трех Лицах единого Божества.

Какую же полезную для души твоей мысль можешь ты, возлюбленный, извлечь из этого ирмоса? – Ту, чтобы всегда благодарить и славословить Бога за благодеяния и дарования, которые Он дал тебе в разные времена и разными способами. Как три отрока не преставали благодарить и славословить Бога за то, что Он избавил их из пещи огненной, и не только сами славословили, но и всю тварь побуждали к славословию вместе с ними, – так и ты, брат, за все должен благодарить Бога, по наставлению апостола: о всем благодарите (1 Сол. 5, 18); особенно же должен благодарить Его, когда Он избавит тебя от какой-нибудь опасности искушения, если когда дарует тебе какое-либо благодеяние: исповесться Тебе, говорит Давид Богу, (т. е. будет прославлять и благодарить Тебя человек), егда благосотвориши ему (Пс. 48, 19). Так всегда благодарил Бога Апостол Павел; а потому говорил: благодарю Бога моего всегда (1 Кор. 1, 4); так божественный Златоуст имел привычку говорить всегда такие достопамятные и благодарственные слова: "Слава Богу за все; не перестану никогда говорить эти слова во всех обстоятельствах, случающихся со мною" (Послание 11-е к Олимпиаде). Он же говорит еще: "наилучшее хранение благодеяния есть воспоминание о благодеянии и непрерывное благодарение"; так и великий Григорий Фессалоникийский, подражая божественному Златоусту, повторял вышесказанные слова его. Если и ты, возлюбленный, таким же образом благодаришь Бога, твоего благодетеля, то этим не только не будешь оказывать неблагодарность к Нему, которая, по мнению блаженного Августина, не угодна Богу; но кроме того твоею благодарностью побудишь и Бога даровать тебе дарования более прежних великие, как говорит св. Исаак: "благодарение получающего благодеяние поощряет дающего, чтобы он подал еще большие прежних дарования" (Слово 30, стр. 186).

ТРОПАРЬ 1.

Воздвизаему древу, окроплену кровию воплощшагося Слова Бога, пойте небесныя силы: земных воззвание празднующе: людие, поклонитеся Христову Кресту, имже миру востание во веки.

ТОЛКОВАНИЕ.

Побудив в предыдущем ирмосе трех отроков к воспеванию Святой Троицы, священный Косма в настоящем тропаре побуждает и ангелов и человеков воспевать Господа, ибо в осмой песни и ангелы и люди побуждаются к воспеванию Господа словами: благословите ангели Господни Господа, пойте и превозносите Его во веки (Дан. 3, 58. 32). Песнопевец так говорит буквально: "сегодня, когда воздвизается древо креста, окропленное Богоисточною кровию воплошенного Слова Божия, вы, силы небесные, т. е. премирные ангелы, населяющие небеса, пойте и славословьте Бога, так благоволившего, и таким славословием празднуйте, как братолюбивые и человеколюбивые, воззвание и воссоздание людей. Ибо для сего Господь созвал их, чтобы порадоваться обретению потерянной драхмы, т. е. потерянной природы людей. И обретши, сказано, жена драхму, созывает другини и соседы, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую (Лук. 15, 9). Подруги же и соседки суть ангельские силы по утверждению Григория Богослова, говорящего: "искал он царскую драхму и созывает силы, подруг своих, ради обретения драхмы и делает общниками радости тех, которых посвятил в тайну домостроительства" (Слово на Рождество); и в другом месте: "я убежден, говорит он, что они вместе с нами торжествуют". И тот же Евангелист Лука далее говорит таким образом: тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (ст. 10).