Полное собрание творений. Том 8

Маленький граф, Дмитрий Николаевич, в неполные 6 лет остался круглым сиротой. После смерти графа Николая Петровича Шереметева вдовствующая императрица Мария Федоровна, в знак его былой дружбы с Павлом I, берет Дмитрия под свое особое покровительство. Опекунов и воспитателей наследнику огромного состояния подбирали только с одобрения императрицы. Дмитрий Николаевич получил домашнее образование. В 1820 г. пожалован в камер-пажи, в 1823 г. поступил на службу корнетом в Кавалергардский полк. С 1827 г. — поручик, с 1830 г. — штабс-ротмистр, в 1831 г. пожалован во флигель-адъютанты. Участвовал в походе против польских повстанцев и находился с полком при взятии Варшавы. Награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. В 1843 г. произведен в ротмистры. В 1838 г. перешел на гражданскую службу, произведен в коллежские советники в Министерстве внутренних дел, камергер. С 1856 г. — гофмейстер Высочайшего двора. В 1824–1871 гг. Дмитрий Николаевич был попечителем Странноприимного дома, основанного его отцом, жертвуя огромные суммы в дополнение к средствам, оговоренным при открытии учреждения. Во времена его деятельности прижилась поговорка «жить на шереметевский счет». В середине XIX в. на его пожертвования существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и отчасти Петербургский университет. В 1840-х гг. Дмитрий Николаевич исполнял обязанности Почетного попечителя санкт-петербургских гимназий, в 1843 г. был удостоен звания почетного члена Петербургского университета. Помощь графа сыграла решительную роль в поновлении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре.

Дмитрий Николаевич Шереметев был знатоком и ценителем музыки, им был организован церковный хор. Тогда хором руководил композитор и дирижер Гавриил Иоакимович Ломакин (1812–1885), выдающийся знаток и преподаватель русского церковного пения. Состоя учителем придворных певчих, Ломакин сделал четырехголосное переложение всего годичного круга церковного пения. В течение полувека Д. Н. Шереметев содержал в своем петербургском Фонтанном доме хоровую капеллу. Службы проходили в домовой церкви св. великомученицы Варвары, одной из первых в Петербурге. {стр. 82} Дмитрий Николаевич заботился о людях искусства, оказывая материальную помощь художникам, певцам, музыкантам. Просторные залы Фонтанного дома часто превращались в мастерскую как знаменитых, так и безызвестных живописцев. Так, в 1827 г. Орест Кипренский писал портрет Пушкина на фоне анфилады парадных комнат.

С 1838 г. Д. Н. Шереметев был женат на Анне Сергеевне Шереметевой (1810–1849), фрейлине императрицы Александры Федоровны, дочери своего дальнего родственника Сергея Васильевича Шереметева. Дети от первого брака: Николай, Сергей. В 1857 г. женился вторично на Александре Григорьевне Мельниковой (1825–1874). Дети: Александр, Екатерина. В историю вошел Сергей Дмитриевич Шереметев (1844–1918), историк и генеалог, общественный деятель, обер-егермейстер (1904), почетный член Петербургской Академии наук (1890). Полковник л.-гв. Кавалергардского полка (1874–1884), директор Придворной певческой капеллы (1883–1894), член Государственного совета (1900), председатель Археографической комиссии (1900–1917). Один из организаторов (1877) и председатель (1888) Общества любителей древней письменности, Общества ревнителей русской истории и духовного просвещения в память императора Александра III (1896), Русского генеалогического общества (1898), автор мемуаров (последнее издание — «Мемуары графа С. Д. Шереметева». М., 2001).

Исключительный интерес читателей вызовут письма архимандрита Игнатия к графу Дмитрию Николаевичу Шереметеву. Аристократ Шереметев в ту пору состоял камергером и служил по штату Министерства внутренних дел. Граф вместе со своей супругой, фрейлиной Анной Сергеевной (скончалась 11 июня 1849 года), долгие годы посещал Сергиеву пустынь, молился там. И когда наступил критический момент для Настоятеля, связанный с нехваткой денег для срочной уплаты долгов обители, граф Д. Н. Шереметев сразу же пришел на выручку, и долги были погашены. Впоследствии святитель Игнатий отблагодарил графа за благочестивое внимание к обители великим даром — он послал Д. Н. Шереметеву только что вышедший из печати свой знаменитый духовный трактат «Аскетические опыты».

Публикуемые письма сохранились в Центральном государственном архиве древних актов. Все тексты даны с сохранением особенностей написания служебной титулатуры и с соблюдением правил письменного этикета.

Редакция

{стр. 83}

Федор Петрович Опочинин

В письме к своему наместнику в Сергиеву Пустынь от 24 марта 1848 г. святитель Игнатий писал: «Федора Петровича Опочинина признавал я всегда человеком, который расположен был ко мне и по уму и по сердцу, также и к обители нашей: он писал мне несколько писем сюда [в Бабайки]».

Опочинины принадлежали к одному из древнейших родов, прописанному в дворянских книгах Ярославской, Тверской и Смоленской губерний. Представители их на протяжении веков служили государству, занимая высокие военные и административные должности.

Федор Петрович Опочинин (1778–1852) «начал свою карьеру в военной службе, перейдя затем в гражданскую, он в 1816 г. был уже шталмейстером, а затем быстро продвигался по лестнице чинов и умер в декабре 1852 г. действительным тайным советником, членом госсовета и обер-гофмейстером» [25]. Женат он был на дочери Михаила Илларионовича Кутузова-Смоленского, Дарье Михайловне (1788–1854).

По своему уму и нравственным качествам Федор Петрович пользовался всеобщим уважением. Иностранные источники отмечали, что он «один из наиболее любезных и образованных людей при дворе, живет в Мраморном дворце, принадлежащем Великому князю Константину» [26].