Theological works

Так представляет Священное Писание Ангелов добрых. Оно описывает их существами гораздо высшими нас, участвовавшими в Ветхом Завете и участвующими в Новом, пекущимися о народах и о каждом человеке порознь, и за сие достойными всякого уважения и благодарности.

Посмотрим теперь в бездну темного ангельского мира. Учение о злых духах стоит внимания, как потому, что действия их на нас весьма велики и отношения слишком тесны, так и потому, что ныне время неверия, не допускающего бытия сих духов.

Что говорит Священное Писание о сих духах? Оно утверждает, что их множество, и что в них произошло падение, которым отторгнута третия часть звезд небесных (Откр. 8; 12. Лк. 21; 25). Когда произошло это падение и как? Священное Писание не говорит. Из него только видно, что причиной сего есть грех; что это произошло через уклонение воли твари от Творца. Во Втором послании Петра (2 Пет. 2; 4) говорится, что ангелы согрешили. Сим, с одной стороны, доказывается то, что грех был причиной падения ангелов, а с другой стороны, отвергается нелепое мнение о вечном существовании злого начала. Ибо, если ангелы согрешили, то значит было время, когда они не грешили, когда не было лжи и была одна истина; не было зла, а было одно добро. Следовательно, по учению Библии, диавол не вечен, а сделался таковым во времени. Есть также в Священном Писании намеки и на то, как произошел грех в мире Ангельском, и как с ним произошел этот переворот. Род греха сего есть гордость. Это видно из Первого послания к Тимофею (1 Тим. 3; 6): да неразгордевся в суд впадет диаволь (εμπεση εις χριμα του διαβολου). Слово χριμα имеет двоякое значение: "суд" и "осуждение". Если принять первое значение, то смысл сего места будет такой: "Дабы не подвергся власти диавола так, как подсудимый подвергается власти судии". Если же принять значение последнее, то выйдет следующий смысл: "Дабы не подвергся тому же осуждению, тому же бедствию, какому подпал диавол". Сей последний смысл ясно указывает на то, что причиною падения диаволов была гордость, ибо одинаковому наказанию должно предшествовать одинаковое преступление. Некоторые слово диаволь принимают несобственно, в смысле клеветника, и дают сему месту такой смысл: "Дабы ты, разгордевшись, не подпал осуждению тех, которые клевещут на христианство, не будучи сами христианами". Слова текста терпят и этот смысл, но первый естественнее. Откуда большая часть отцов Церкви причину падения ангелов злых поставляли в гордости. Еще есть место, с одной стороны яснее, а с другой, может быть, темнее в Послании Иуды: аггелы же не соблюдшыя своего началства, но оставлъшыя свое жилище (Иуд. 1; 6). В русском переводе: не сохранивших своего достоинства. Что это за достоинство? Явно, что им вверено было что-то для хранения и какое-то место для жительства; но они не соблюли ни того, ни другого. Апостол Иуда, доказывая, что за грехом неминуемо следует наказание, об ангелах злых говорит мимоходом. У христиан было мнение, что злым ангелам был препоручен в управление сей мир со своими планетами, но что они, соблазнившись красотой некоторых лиц человеческих, вступили в преступные связи с ними и забыли управление миром. Явно, что эта мысль зашла к христианам от Иудеев, которые основывали ее на неправильно понятом месте книги Бытие (Быт. 6; 2-4), где говорится, что сыны Божий (то есть благочестивое семя людей) прельстились дщерями человеческими. Если апостол имел в виду сию мысль, то разве мимоходом, впрочем, и это не совсем достойно апостола. Поэтому лучше положить, что он представляет здесь свой взгляд, может быть, отчасти сходный с существовавшим тогда образом мыслей. Он мог иметь ту мысль, что ангелам было поручено управлять чем-то, какой-то частью мира, и что они худо выполняли сие поручение, худо управляли, без сомнения, по неповиновению и своенравию, следовательно, в основании всего сего лежала гордость. И потому слова апостола Иуды представляют другой намек на то, что гордость низвергла злых духов. Третий намек заключается в словах Иисуса Христа (Ин. 8; 44). Это ведет к той мысли, что падение их состояло в извращении истины, происшедшем, без сомнения, из неповиновения Богу, из гордости, как это видно из разговора его с Евою (Быт. 3; 4-7). Вообще можно сказать согласно с духом Библии, что падение злых духов состояло в неповиновении воле и сопряжено было с гордостью, которая только и могла произвести такое ужасное разделение в мире Ангельском; грех какой-нибудь слабости никогда не произвел бы сего.

Но каким образом Ангел, существо высокое и совершеннейшее человека, мог забыть и не понять своих отношений к Богу? Каким образом первый ангел, как думали некоторые отцы, пришел к той мысли, чтобы сражаться с Богом? Диаволы представляются существами, знающими много; следовательно, им всего легче понять то, что противиться Богу невозможно. Между тем, они идут против Бога, - не странно ли? Странность сия исчезает, когда вспомним, в чем состоит тайна существования твари вообще. Мы видели, что существование свободных тварей сопряжено с ограничением Творца; Бог однажды навсегда отказался от неограниченного действия над свободными тварями, уступил им как бы часть Своего Божества; сделал для них, осмелимся сказать, самопожертвование. Злые ангелы, без сомнения, хорошо видели сей отказ Божий и знали, что Бог никогда не возвратит назад данного. Потому и смело могли вступить в брань с Богом, зная, что их самостоятельность будет продолжаться во всю вечность. Так только и можно изъяснять зародыш зла в ангелах.

Еще одна странность: как высокие духи сии могли так скоро затмиться, чтобы дойти до такой злобы? А мы видим, что грех их не мог слишком рано предварить падения человеческого. Против этого вспомним, что для того, чтобы не видеть какой-либо страны, немного нужно: стоит только отвратить от нее лицо и обратить его в сторону противную, - и все пропадет; так и диавол отвратился от света, и тотчас стал тьмой. Притом, чем выше существо, чем тоньше, тем скорее, тем более отражается в нем как свет, так и тьма.

Мы сказали, что ангелы пали чрез гордость. У отцов Церкви есть частнейшие указания на сию гордость ангелов. Одни думают, что падшему Деннице сделано было откровение о Мессии и указан Иисус Христос; но что он не захотел Ему поклониться. Мнение сие основывают на словах апостола Павла (Евр. 1; 6): Егда же паки вводит первородного во вселенную, где как будто указывается на второе явление в мире Сына Божия; но здесь παλιν относится не к глаголу вводит, а к глаголу "глаголет", то есть "опять говорит". Другие думают, что ангелы, узнав наперед о творении человека, позавидовали и захотели поставить себя, сколько можно, выше его.

Тотчас ли последовало падение всех духов, или они отпадали постепенно? Священное Писание дает намеки, что сначала согрешил один ангел, и что он вовлек в бездну и прочих. Ибо в Откровении он показывается клеветником, "обольщающим вселенную". Вдруг падение всех их последовать не могло, ибо невозможно, чтобы воли всех их вдруг вооружились против Творца. Посему-то отцы Церкви думали, что сперва пал главный ангел, и потом другие, бывшие или ему подвластными, или более других с ним дружественными. Это падение последовало, без сомнения, до падения человека, до сотворения мира чувственного, но нельзя сказать, чтобы оно случилось прежде мира физического.

What are the consequences of their fall? God punished them terribly: they were sent into darkness and are kept for the judgment of the last day in hell fire (Jude 1; 6. Rev. 12; 9). These are disastrous consequences in relation to themselves; it can be assumed that their fall had a perceptible effect on nature itself, although the Holy Scriptures do not indicate this. If the fall of man could not fail to produce a revolution in nature, then, without a doubt, the same can be said of the fall of the angels. Thus the vanity of the creature, which it obeyed in hope, is justly to be attributed not only to man, but also to the angels, and they have done damage to nature, unless this damage has been repaired by God before the fall of man. Perhaps, however, it is impossible to place the fall of man in parallel with the fall of the angels, because the effects of the former are returnable, finite; and the punishment of the latter is eternal. Some church writers recognized the consequences of the fall of the angels as extending to nature itself; and therefore they asserted that the world of man arose as a result of a revolution that took place in the world of angels, in order to correct the defects in nature that arose from this. An opinion based on nothing!

What is the state of evil spirits now? An unhappy state, a state of trepidation and horror. Where are they? Their abode is the air. They are called the spirit of wickedness in high places, the princes of the power of the air (Ephesians 6:12:2; 2). How, then, can they reconcile the darkness in which they remain with their presence in the air? So that the air spaces in which they now dwell, in comparison with the former places of their residence, are essentially dark and gloomy. For example, if someone were to pass from the solar atmosphere to the earthly atmosphere, the latter would undoubtedly be gloomy in comparison with the former. In addition, perhaps according to their organization, the air cannot but be gloomy for them; perhaps they would have seen better in the ground than in the air. Thus, for example, there are animals for whom the darkness of the night is the same as the light of day is to us, and vice versa: day is to them what night is to us. Hence the word sor means both "air" and "darkness", indicating, that is, the property of these spirits.

What is their dispensation? The structure of their nature and their relations is the same, only dark and in disorder. The Holy Scriptures say that they, as well as the good angels, have superiors and subordinates. It calls them by different names: Satan (libeler, adversary), devil (slanderer), Belial, that is, the lord of emptiness, perdition (2 Corinthians 6:15), Beelzebub - the god of flies, unclean places (Matt. 10:25). One of the most common names given by Jesus Christ is the prince of peace, the prince... according to the world of this world (John 12; 31. Eph. 6; 12); also called the dragon, the ancient serpent (Rev. 12:9).

The number of unclean spirits must be great, if only because the word of God warns all people against them, and places them in one person legaeon (Luke 8:30): "For many demons have entered into it."

What is the inner state of their mind and will? The worst thing is that the mind is engaged in slander and lies, and the activity of the will consists in destroying all that is best and especially in deceitful against people. First, the devil was the cause of the fall of men, who appeared to Eve in the form of a serpent (Gen. 3:1). The Apostle Paul here understands the serpent as the devil. Further, he spread idolatry and superstition among people, and through this, by the time of Jesus Christ, he enslaved the whole world to himself (Ephesians 2:2).

Acting in this way, he enslaved entire kingdoms, and finally tore away almost the entire kingdom of Israel, having previously invaded it several times. For this reason, when a pagan converted to Christianity, the apostles said that he came from the realm of Satan to God; and Jesus Christ, having laid the foundation of His religion, said: "Now the prince of this world shall be cast out" (John 12:31), that is, now will reign love and faith, whose presence for the evil spirit is intolerable. Since the purpose of Christ's coming was to destroy the works of the devil, this evil spirit was primarily armed against Christianity. In order to divert Jesus Christ from His intention, or to lead Him into evil thoughts, he tempts Him; seeing his failure in this case, he turns from Jesus Christ to His disciples, and sometimes not without success: this is evident, firstly, from the words of Jesus Christ, Who says to His disciples: "Satan asked to sow you as wheat" (Luke 22:31); secondly, from the fact that He was once forced to call Peter Satan. However, the disciples of Jesus Christ defended themselves against this enemy; only the unfortunate Judas succumbed to him forever.

In the spread of Christianity, it also manifested its extraordinary activity. For example, the Apostle Paul was prevented from making a journey (Acts 13:9). The last "experience of his evil activity will appear at the end of the world; there he will reveal all his cunning and cruelty; He will raise up the Antichrist, arm him with miracles, and everything with which it will be possible to attract faith. These are the main activities of evil spirits! In particular, they act on the human mind, preventing him from seeing the truth. The Apostle Paul says that the devil has blinded the minds of many Christians; act on the will, for example, of Judas, Ananias and Sapphira; on appearance, inducing pride; In short: the Holy Scriptures describe them as evil, cunning, and treacherous.