Words, conversations, speeches

Воистину, обетования Твои бесконечно превосходят все наши способности и заслуги, но не превосходят Твоей любви и Твоего могущества. Ты рек - и воззвал от небытия весь мир; речешь паки - и явятся новое небо и новая земля для нового царства избранных Твоих на земле. Или, может быть, отдаленность и незримость будущих престолов и венцов делает их непривлекательными для тех, которые долженствуют сражаться за них? Но и то, что видим в избранных твоих, Господи, здесь не достаточно ли ручается за то, что ожидает их там? Если здесь величайшие из венценосцев поставляют себе за честь преклонять главу свою пред святыми останками тех, которых имена едва знаемы были в числе последних подданных, и нарицают их царями, высшими всех царей земных, -то что будет, когда все царства земные прейдут, и останется единое царство Бога и святых Его? А прейдут! - За днями скорби, тесноты, подвига и борьбы, настанет, наконец, великий день торжества, день восшествия на престол всех победителей по чину Иисусову. Как радостен будет день этот для достойных! Как ужасен для недостойных! Тайнозритель видел уже, как в этот день и вельможи, и богатии и тысящницы и силънии, и всяк раб и всяк свободь скрышася в пещерах и камении горстем, и глаголаша горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящаго на Престоле и от гнева Агнча (Откр. 6; 15-16).

Но для чего поставлять себя в ужасную необходимость бежать от гнева Агнца? Лучше, пока есть время, обратиться к кротости и незлобию сего Агнца, Который для того и заклан, чтобы Кровию Его можно было очищать и убелять ризы своя (Откр. 7; 14) всем, приуготовляющимся к торжеству сионскому! Для чего подвергать себя добровольно опасности скрываться в горах и пропастях от лица Седящего на Престоле? Лучше благовременно обратиться с покаянием к этому лицу, укрыться под сенью Креста Христова и начать, при помощи благодати, брань со врагами спасения, дабы по одержании победы самим взойти на Престол, ожидающий всех победителей. Покаяние и вера самому последнему из грешников скоро возвращают все права на царство вечной славы. Имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет Церквам (Откр. 3; 22)! Аминь.

Слово в день рождения благочестивейшего государя Николая Павловича, императора и самодержца Всероссийского, сказанное в Киево-Печерской Лавре 15 июня 1834 г.

В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней (Сир. 10; 4)

Происхождение на свет человека есть по видимому одно из самых случайных явлений. Родиться в такое или другое время, в той или иной стране, от славных или бедных родителей, с великими или малыми способностями, - все это, и множество других обстоятельств явления человека на свет, не подлежит нимало соображению человеческому, составляет тайну бытия нашего на земле.

Между тем, есть Око, Которое все ясно видит и в этой тьме! Есть десница, которая блюдет все жребии земнородных и раздает их с совершенной правильностью!Господи!  - восклицал некогда святой Давид, проникнутый чувством вседетельного Промысла Божия о жизни человеческой. — Все пути мои известны Тебе... Ты устроил внутренности мои... во чреве матери моей Ты образовал меня; Не сокрыты... от Тебя кости мои... Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни мои,когда ни одного из них еще не было (Пс. 138; 1,13,15, 16)!

Столь великая бдительность Промысла Божия над рождением каждого человека обнаруживается еще с большей силой при явлении на свет таких людей, от которых зависит судьба многих, которые предназначены быть творцами благоденствия для целых народов. Сообразно великому предназначению своему люди эти не иначе изводятся на поприще всемирного действования, как по особенным законам мироправления, во времена самые важные. Приходит ли такое время? - И ничто не может замедлить исполнение судеб: у грубых народов внезапно являются мудрецы и законодатели; среди малых племен восстают основатели великих царств; к удаленным от престола сама собою приходит власть. Никакие опасности, преграды и труды не могут остановить успеха таковых избранных Божиих; пред ними, по выражению пророка, горы преклоняются, дебри наполняются, твердыни и забрала падают (см.: Ис. 45; 1-2), ибо пред ними невидимо предходит Сам Бог! Оканчивается ли время Божественного предназначения? И великие действователи, именем своим наполнявшие всю землю, как бы связанные невидимыми узами, перестают действовать или внезапно восхищаются с поприща действования. Среди таковых измен десницы Вышняго (Пс. 76; 11), чудесно являющей себя по временам в судьбе великих и сильных земли, а чрез то самое и в судьбе целых народов, и оставляющей следы явления своего нередко на целые веки, - все сами собою невольно узнают и всенародно признают ту великую вечную истину, что в руце Господни власть земли, иОн Сам потребнаго воздвигнет во время на ней.

Напротив, оно указует народам на чрезвычайную зависимость царей земных от Царя Небесного, как на вернейшее средство оказывать благотворное действие на судьбу своих земных владык; как на основание возможности заслуживать у неба благих и мудрых венценосцев.

Царь мудрый и благий, по учению святой веры нашей, есть дар Божий; но такой дар, который должен быть заслуживаем и храним, ибо может быть теряем.

Остановим внимание наше на этой важной истине и, сообразно потребности настоящего времени, раскроем ее к общему нашему назиданию.

Народы любят помнить, что благоденствие их зависит от царей, что благочестие и правда владык низводят благословение Божие на царство, а неправда - гнев и разрушение. И должно сказать, что это - истина, ясно выраженная в слове Божием, оправданная многими очевидными опытами, особенно в истории израильского народа. Но памятуя это, не должно забывать и того, что и правители, в свою чреду, не менее подлежат невидимому влиянию народов, что подданные своей правдой и неправдами постоянно действуют на судьбу своих венценосцев. Действие это, по указанию слова Божия, так сильно и обширно, что простирается на все бытие царя, начинается еще до его рождения, продолжается во всю его жизнь и переходит даже за ее пределы.

Начинается до рождения. С чем сообразуется вседетельная премудрость Божия, изводя на свет такого или другого народоправителя? - С потребностью времени, то есть с совершенствами и недостатками, с нуждами и приемлемостью людей, живущих в известное время: потребнаго воздвигнет во время на ней. Но от кого зависят эти совершенства и недостатки, эти нужды и желания? Бывают между ними, конечно, и такие, которые не подлежат произволу человеческому; но большая часть их всегда есть плод свободы, - доброго или худого употребления наших сил и способностей.