Светлая Седмица

Светлая Седмица

1.0 — создание файла — Tabias

Свт. Иннокентий Херсонский

Светлая Седмица

Поучения на литургии, в первый день Пасхи

I

Христос воскресе!

О чем молились мы в продолжение святыя Четыредесятницы, и чего просили у нашего Господа, то самое ныне вполне даровано нам Его благодатью: мы достигли в пречестные дни страданий Христовых и теперь покланяемся святому и славному воскресению Его! — Радостен, братие, праздник сей и на земле; как же светел и торжествен он должен быть на небе! — О, если бы всем нам достигнуть таким же образом и того блаженного дня воскресения, причаститься и той невечерней Пасхи в царствии Отца Небесного, коим не будет уже конца! — Но, мы достигнем, непременно и все достигнем сего блаженства, если на всю земную жизнь нашу будем взирать, как на святую Четыредесятницу, — как на приготовление к великому дню всеобщего воскресения.

Кто может теперь для верных рабов Господа затворить двери жизни вечные, кои отверз Он? Кто может похитить нас из рук Его — Всемогущего? (Ин. 10; 28). Разве мало цены уплачено за нас? Разве не вся кровь пролита на кресте? Не весь дух предан Отцу? Теперь не только любовь, самая слава Спасителя нашего требует, чтобы мы были спасены. Правда, что у нас, как и у Него, много злобных и сильных врагов: но на Голгофе истощены и попраны все силы ада; и нам, при помощи благодати, остается теперь не столько сражаться со врагами, сколько преследовать их, пораженных, и собирать плоды победы. — Станет ли противу нас мир? Он побежден в лице самого князя мира; и… победа, победившая мир (1 Ин. 5; 4), — смерть и заслуги Искупителя нашего, вся досталась нам: живой верой в Кресте Его, как щитом, отразятся все соблазны мира. Будет ли изменять плоть? — Она немощна и долупреклонна; но бдение и молитва могут на крылах своих и эту тяжесть поднять от земли и заставить стремиться к небу. Против плоти и крови, бренной и греховной, мы имеем теперь Тело и Кровь Божественные, коими питаемся в Евхаристии. Притом Дух благодати, ниспосланный нам воскресшим Господом, есть дух крепости и силы; если стяжав, не будем утешать его, то пред нами сокрушатся все забрала плотских искушений. Дерзнет ли, наконец, стать на пути нашем к небу сам князь тьмы? И он станет на одну свою погибель; ибо поражен уже во главу крестом. Это теперь такой дракон, на коего, по выражению пророка, безопасно может налагать руку и малое дитя (Ис. 11; 8), — младенец во Христе. Если он и в нас не будет иметь ничего своего, как не имел ничего своего в нашем Спасителе (Ин. 14; 30), то все ужасные рыкания его вокруг нас будут подобны гласу животного, стрегущего наши домы. — Воскресшим Спасителем дарованы нам все силы, потребные к животу и благочестию, — ниспосланы все средства, необходимые к сохранению себя невредимыми от мира, плоти и диавола: после сего, наше спасение зависит от нас, — от нашей верности Спасителю нашему и Его Божественному учению. Только бы мы не погребали в земле безпечности талантов благодати, нам данных, — делали дело спасения своего, дондеже день есть (Ин. 9; 4); а Он исполнит Свой обет, будет наставлять нас (Ин. 16; 13) через слово и Духа Своего на всякую истину, облечет нас силою свыше (Лк. 24; 49), и ниспошлет в сердце наше утешение среди всякой скорби земной. Только бы мы, изшед из Египта — естественного растления, не обращали паки к нему лица и сердца своего, — освободившись от рабства Фараону — богу века сего, не полагали потом сами на себя уз греха; — вступив в пустыню самоотвержения, не останавливались у вод пререкания, не сливали тельцов и не покланялись им; — а Он не забудет Своего долга, — рассеет перед лицом нашим всех врагов нашего спасения, проведет нас немокренно через самый Иордан — поток смерти, и введет в Ханаан небесный.

Тягостно, братие, и притрудно шествие по пустыни мира для взыскующих горнего града; — но земля обетованная кипит медом и млеком! — Долги иногда и примрачны шесть дней земного делания; но седмый день покоя вечного исполнен веселия неизреченного! Будем ли жаловаться на терние и волчцы, встречающиеся на пути, сами засеяв ими всю землю и непрестанно возвращая их грехами своими? Отложим ли восходить на небо потому только, что надобно идти туда по лествице креста? И теперь, в земле изгнания и бедствий, отрадно воспевать песнь победы над смертью, хотя победа сия еще не усвоена нами: как же восхитительно будет праздновать великий день обновления там, — на новой земле обетования, где на радостный глас: Христос воскресе!Небо и земля, весь сонм творения будет ответствовать: воистину воскресе!Поспешим же, братие, туда духом, доколе не пришли и плотью! Для чего сидеть в бездействии на реках Вавилонских и довольствоваться одним воспоминанием горнего отечества? Смотрите! Царские двери отверзты, и Престол благодати виден всякому: это приглашение домой, зов на вечерю! Поспешим же, братие, поспешим: воскресший Спаситель призывает нас! Аминь.

II

Христос воскресе!

То есть, братие, кто воскрес? Тот, в лице Коего на Голгофе попраны были все права невинности и человечества. Который разве тем оскорбил врагов истины, что не сотворил никакого греха, ниже обретеся лесть воустех Его (Ис. 53; 9). Который пришел для спасения самых ожесточенных грешников, возлюбил нас всех любовью вечной, беспримерной и умер за всех нас на кресте.