Святитель-Иоанн Златоуст-БЕСЕДЫ О ПОКАЯНИИ-Содержание-БЕСЕДА ПЕРВАЯ О покаянии, по возвращении из села1-БЕСЕДА ВТОРАЯ

Зная это и помышляя о том страшном дне и представляя тот огонь и страшные наказания, обратимся, наконец, от пути, по которому блуждали. Настанет час, когда прекратится зрелище этого мира и не будет уже времени для подвигов. Нельзя по окончании жизни заниматься делами, нельзя по прекращении зрелища стяжать венок. Настоящее время – время покаяния, будущее – время суда, теперь – время подвигов, тогда – время венцов; теперь – пора труда, тогда – время отрады; теперь – время изнурения; тогда – время воздаяния. Воспряньте, молю, воспряньте и с усердием выслушаем то, что говорят нам. Мы жили по плоти, станем же теперь жить по духу; мы жили в плотских удовольствиях, будем теперь жить в добродетелях; жили в небрежении (о грехах), поживем же в покаянии. Что гордится земля и пепел (Сир. 10, 9)? Что надмеваешься, человек? Что слишком хвалишься? На какую мирскую славу и богатство ты надеешься? Пойдем, прошу тебя, к гробам и увидим совершающиеся там таинства, увидим разрушившееся естество, изъеденные кости, сгнившие тела. Если ты мудр, поразмысли, и если разумен, скажи мне: кто тут царь и кто простолюдин, кто благородный и кто раб, кто мудрый и кто неразумный? Где тут красота юности, где привлекательный взгляд, где миловидные очи, где прекрасный нос, где розовые уста, где цвет ланит, где блестящее чело? Не все ли прах? Не все ли пепел? Не все ли персть? Не все ли червь и зловоние? Не все ли тление? Имея все это в уме и помышляя о нашем последнем дне, обратимся, братия, пока есть у нас время, с нашего пути, по которому мы блуждали. Честной кровью искуплены мы (ср. 1 Пет. 1, 18–19). Для того Бог на земле явился; для тебя, человек, Бог на земле явился; не имея, где приклонить голову (Лк. 9, 58). О, чудо! Судья ради осужденных приходит на суд; Жизнь вкушает смерти; Создатель терпит заушение от создания; Невидимый серафимами рабом оплевается, оцта (уксуса) и желчи вкушает, копьем протыкается и в гроб полагается. И ты, человек, скажи мне, не радишь, спишь и пренебрегаешь (такими чудесами). Не знаешь, что если ты даже прольешь за Него свою кровь, то и тогда еще не выполнил своего долга, потому что иная кровь владычная и иная кровь рабская? Предупреди покаянием и исправлением исход души, чтобы, когда придет смерть, не оказалось уже бессильным всякое врачевство покаяния, потому что только на земле имеет силу покаяние, а в аду оно уже бессильно. Взыщем Господа, пока есть у нас время. Будем делать добро, чтобы нам избавиться и от будущей бесконечной геенны и удостоиться Царства Небесного благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

1 В славянском переводе, соответствующем греческому тексту, которым пользовался Златоуст: еще три дни, и Ниневиа превратится.

2 В синодальном переводе этих слов нет.

3 В славянском переводе, соответствующем греческому тексту, которым пользовался Златоуст: Стеня и трясыйся будеши на земли.

4 То есть непамятование о предмете прежней беседы.

5 В славянском переводе, соответствующем греческому тексту, которым пользовался Златоуст: Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость.

6 Самая мелкая монета.

7 То есть повеления Божия - не вкушать от дерева познания добра и зла.

8 То есть: встань и иди в Ниневию и проч. (Иона. 1,2).

9 То есть брошенного в ров пророка Даниила.

10 То есть епископ Флавиан, в присутствии которого была произнесена эта беседа.

11 То есть собрание слушателей.

12 То есть Навуходоносор, царь Вавилонский.

13 Этот стих в синодальном переводе имеет другой смысл: Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.