Передаю вам слово души моей. Письма

3. 233. К N.N.

Ради Бога прошу вас: со страхом и благоговением внимайте слову Божию, усердно поучайтесь в нем день и ночь. Оно утешит вас неизреченным утешением, и вы, вкусивши такой сладости, увидите, коль благ Господь правым сердцем. Это в воле вашей состоит — или отвращаться, или обращаться, к чему изволите: мир, плоть и дьявол прельщают и предлагают наслаждаться удовлетворением всех пожеланий, какие только приятны зараженным чувствам на земле; но Божие слово, отвлекая от сей прелести, зовет к небесному; оно научает презирать не только мирскую честь и славу, смехи и забавы, но и самих себя, и все чувства душевные и телесные непременно покорять в послушание Христово, чтобы вкусить и видеть жизнь, исполненную света, и охотным приуготовлением себя к претерпению до конца многих временных скорбей, Божией милостью наследовать блаженную вечность… Для последующей Слову Божию души нет здесь в изменяемых вещах утешения, и чуждо ей всякое гнилое слово; ей слезы — хлеб, а смех — мерзость: она радуется о едином Господе; ее просвещение и спасение — Господь; Его единого, разрушившего смертью смерть, именует она Богом своим, и для нее нет другого. Отдайте сердце ваше Богу и не берите уж назад! Пусть будет оно занято Богом — и страсти не овладеют им. Разумейте, чем вы утешаетесь, чтобы постыдиться вечно…

Прочитайте житие Св. муч. Иустины: ее память Окт. 2-е.

3. 235. К Е.Е.

Матушка! благодарю за поздравление о Господе! Да возвеличится Христос в сердцах наших благодатью Его!

Вы мне описали приятную наклонность сердца любезной племянницы вашей к слову Божию. Служение Господу по ревности душевной и разуму во всякое время и повсюду возможно: для удобности же к соблюдению себя в молитве и в безмолвном внимании слову Божию устроились особенно монастыри.

Я избирал лучшие монастыри: Соловецкий, Валаамский и древний Херсонский Георгиевский на самой скале над Черным морем; остановился и размыслил: «Воля моя мне уже не принадлежит, когда совершенно предаюсь воле Божией. Я избираю, по-видимому, лучшее, а спасение души моей заключается в невидимых и недоведомых судьбах от Господа». Итак, отвергнув выбор мой и волю прочь, я стал в Задонске.

3. 236. К Е.Е.

Вы желаете как можно лучше устроить Варвару Васильевну и думаете, в какой бы монастырь ее определить.

Мне приходит простая мысль: в тот, который здесь ближе к вам, — в Елецкий или Воронежский. Келия да церковь будут назидать любезнейшую вашу племянницу, а не люди, все располагающие по своим умствованиям и волям.

Спасение — не в наружной строгости, но в блюдении внутренних чувств и внимании своего сердца о Иисусе Христе. Не за другими нужно смотреть, как живут, но себя осматривать и непрестанно поверять, не оскорбляю ли я каким грехом милость Божию.

Непотр. раб Егор