Передаю вам слово души моей. Письма
«Не сомневайтесь! Вера спасет; упование не посрамит; любовь николиже отпадает — (1 Кор 13, 8)».
Мое и ваше спасение — Христос.
А вот и малое и великое: аще бы веру имели, яко зерно горчичное, могли бы и горы переставлять (см.: Мф 17, 20). Блажени нищии духом… Господь призирает на смиренных и трепещущих словес Его! Я уверен, что вы ничего не предпочитаете вечному спасению. Знаю и то, что вас оскорбляет наружное обращение, не соответствующее внутреннему вашему званию. Ваше звание — Христос; ваша радость — слушание словес Его. Как Лазарева сестра Мария, оставивши многомолвящую Марфу, внимала единому Господу, что и есть единое на потребу и благая часть, так и вы не другого чего ищите, не человеческих похвал и удовольствия, но только разума слова Божия, да возрадуетесь о Господе.
Вы знаете, что не на мнениях утверждается наше спасение: мнения — песок, а вера — камень. Сие имейте за правило при всяком законном правиле: аще что творите, вся во славу Божию творите (1 Кор 10, 31). Так слово Божие не вяжется, а распространяется и проносится во всю тварь, во все концы вселенной…
Всякое дело начинайте с молитвою и благоговением Господним: Господи, благослови начать и окончить в прославление имени Твоего! Слава Тебе, Господи, слава Тебе!.. Разумейте, что нищетою духа, постом (блюдения заповедей) и молитвою смирения свидетельствуется любовь наша ко Господу и тем побеждаются злобные духи, умерщвляются страсти. Чтения и молитвы не меняйте ни на какие другие труды; нужно разуметь козни хитрого врага и знать его коварство: иногда лукавый дух предлагает мысль под видом благой, что нам надобно особенно заниматься наружными трудами, а таким образом хочет лишить нас лучшего занятия — под предлогом смирения; но нищие духом познают бесовскую прелесть, молятся Господу и продолжают обогащаться чтением Божия слова; так труждающихся Господь упокоивает. Слава Богу о всем!
Августа 24-го, 1829 года
3. 291. К В.В.Г.
„Ничто так для меня вожделенно не было, как чтобы закрыв чувства, вне плоти и мира быть, и в единого себя углубившись, ни к чему из человеческого не прикасаться (не все есть на потребу); но, с самим собою и с Богом разглагольствуя, презирать видимое и носить в себе божественный образ всегда чистый и не примешанный к дальним и блудящим воображениям. Чтобы, сделавшись истинно не скверным зерцалом Бога и вещей Божественных, пребывать всегда таковым и, приемля свет от Света, то есть от немрачного яснейший, еще здесь питаться надеждами блаженства будущего века. Жить с Ангелами, и еще на земле пребывая, оставлять землю и духом горе возноситься". Так изъясняется Св. Георгий Богослов. — (Слово 1).
8-го Ноября, 1829 г.
3. 293. К В.В.Г.
Слава Богу! С Великим постом поздравляю вас.
С приятностью воспоминаю вам Призывающего нас в жизнь вечную чрез тесный путь, от которого всячески уклоняются любящие временный покой и мирское утешение. Ах! одна минута может похитить все временное и переменить на вечное, где каждому воздастся по делам его: за претерпение во благочестии тесного и прискорбного пути — вечное спасение; за невнимание же о своем спасении, простирающемся по пути развратного мира сего и некающимся — вечное мучение. Дела добрые и злые зависят от человеческого изволения; возданное же за оные от — правды Божией.