Передаю вам слово души моей. Письма

Июня 6-го, 1830 г.

3. 296. К В.В.Г.

И маленькая самонадеянность, и опора на видимую и тленную вещь уже много лишают бывающего от веры утешения. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф 5, 3); не любите мира ни яже в мире. Сам Господь заповедал и объявил, что весь мир во зле лежит и не можно угождать купно и миру и Богу. Мир всегда предлагает свои прелести и утешения, чтобы лишить божественных и уклонить от надежды на Бога. Всегда надлежит предпочитать нищету и скудость потребных богатству и многостяжанию и не желать услаждаться и покоиться в оных, когда подобает многими скорбьми внити в Царствие Божие (см.: Деян 14, 22). Сей тайны мир не разумеет и разуметь не может; это противно предрассудкам мудрствующих земная.

Смерть не страшна тем, которые в мире сем ничего не имеют собственного и ни к чему не привязаны земному.

3. 297. К В.В.Г.

Егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь! Аз с вами есмь до скончания века. Вот надежда моя и ваша! Всегда нужно памятовать слово Божие и воображать в сердце своем Бога Иисуса Христа, пришедшего в мир грешные спасти; да слушаем Его, покуда живем в мире сем, и если что творим, все в славу Божию да творим, а иначе не можем угодить Господу, не можем и спастись. Здесь скорби и труды; там покой и наслаждение. Здесь временно, а там вечно! Потерпим временно: многоскорбное сердце, жаждущее угождать Господу, вразумляется от Бога и приемлет неизреченное утешение, уклоняясь от утешения мирского.

Нет лучше ничего, как что-нибудь потерпеть ради Христа. Да хранит вас Св. Ангел Божий! Соусердствующий спасению вашему,

непотр. р. Егор.

20-го Августа, 1830 г.

3. 299. К П. И. А.

Вы мне описали ваше усердие; а я вам опишу жизнь девицы христианки.

Девица благоразумная и христианка, желающая спастись, ищет только Бога и к Нему единому прилепляется. Она Его только любит и Ему единому желает угодить. Она сохраняет свой дух, сердце и тело, очи и все свои чувства в чистоте. Она почитает свое тело, яко храм Божий. Скромность виднав ее одежде и во всем ее виде. Все показывает в ней целомудрие — ее очи, ее слова. Она всего страшится, страшится даже вида зла; она всюду зрит пред собою Бога. Она причащается Святых Тайн с благоговением и должным приуготовлением: здесь-то она находит свою радость, утешение, силу. Она со всем усердием молится Богу, Святой Деве Марии Божией Матери, своему Ангелу Хранителю и всем святым девам. Она верна и в самых малейших вещах, однако ж не полагается на себя: она противится и малейшим случаям ко греху, и малейшим искушениям; она всего удаляется, что имеет или может иметь хотя малейший вид зла; она убегает собраний мужских, игр, веселостей, зрелищ. Она всюду смотрит за собою с великим вниманием и наблюдает осторожность; вставая с постели и ложась, и при одевании — ее зеркало есть распятый Иисус Христос, на Которого она часто взирает. Она любит молитву, размышление, чтение душеспасительных книг, богослужение и во всем том полагает свое удовольствие. Она всегда занята и не бывает праздною; она тщательна в исполнении всех своих должностей и в исполнении всего того, чего Бог от нее требует в том состоянии, в которое Он ее призвал.

Жизнь девицы христианки есть жизнь, сокровенная в Боге, духовная, внутренняя, смиренная, простая, кающаяся, примерная, назидательная, уединенная, не любящая показывать себя. Девица христианка никогда туда не ходит, где ее целомудрие было бы в опасности, и избегает всех случаев к тому. Она занимается Богом, вознося почасту к Нему свой дух и своесердце, поя или читая псалмы и прочие духовные песни; она отвращает очи свои от всех изображений и картин бесчестных, соблазнительных и неблагопристойных и от всего того, что противно целомудрию. Она закрывает очи свои от сует мирских; ее речи и разговоры чисты; все в ней показывает целомудрие; она не знает шуточных слов; она умерщвляет свое тело, свои чувства, свои страсти и обращает очи только на такие предметы, которые соблазнить и искусить не могут. Она умеренна в пище и питии; она мирна и согласна со всеми. Она всюду и каждому внушает любовь к целомудрию своею кротостью и своими словами; она покрывает свое тело с величайшею скромностью, дабы ничто не показывало противного христианской кротости и благопристойности. Она не ходит гордо, не делает знаков глазами и телодвижениями, не озирается на все стороны, но всегда ходит скромно; она воздыхает о грехах, содевающихся против целомудрия; она не привязана к миру, к чести, богатству, удовольствиям. Она часто молится Богу о том, чтобы все жили целомудренно; она любит уединение, безмолвие, тишину. Она беспрестанно бдит над своим сердцем, словами, разговорами, очами и над всеми своими чувствами. Мудрая дева всегда имеет елей в своем сосуде: она ждет Небесного Жениха, бодрствует и исходит во сретение Ему своими воздыханиями и желаниями.

8-го декабря 1828 г.

3. 304. К П.И.А.

По милости Божией, ваше усердие ко спасению вечному может довести вас до священного попечения о будущей жизни, которой не будет конца!!! Конечно, вас притесняет мир и делает запинание, чтобы смутить душу и привести в ропот на делающих неправду или, еще и более, завести в тяжбу и судиться с людьми, ищущими только своих выгод. Ежели кто хочет купить по христианской совести ваше имение, вы тому одним словом предоставьте обеспечить вас от всего, чтобы он сам принял на себя о правом деле истинное ходатайство к защищению вас от необузданных притеснений: с таким-то условием, при помощи Божией, вы успеете в благонамеренном предприятии вашем… Но когда бы и купца не было на ваше имение, и тогда удобно вам расположиться по намерению вашему ради вечного спасения: вы самовластны построить в своем имении уединенную келью; управление же имением препоручить доброму человеку из своих, чтобы он обеспечивал вас и доставлял бы вам потребное. Занятие же ваше в уединении: приличные вам труды, непрестанная молитва и внимательное чтение Священного Писания. А людским суждениям не внимайте: кто что хочет, может говорить; но ваше желание угодить Господу и жить не по-мирски, не соображаясь веку сему, а так, чтобы не иметь знакомства с живущими не по Богу, смиряться, терпеть укоризны и все переносить безропотно ради имени Христова. Имейте при себе для послужения таких, которые сами желают и могут быть вам послушными; а других, которые вас оскорбляют непослушанием и прекословием, можете переменить и дать им другое место. Скорби будут — и радость будет.

Мыслью моей я вошел в состояние вашего сердца: вы очень богаты! Вы имеете Небесного Отца! Его щедроты — неисчерпаемая бездна! Бог, испытуяй сердца и утробы, да благоустроит милостью Своею спасение ваше!