Передаю вам слово души моей. Письма

Мы не можем заблудиться в жизни нашей, когда всякий подвиг будет освещаться Евангелием, и апостолами, и преданием святых отец, свидетельствованных Богом. В нынешние времена умножаются волки, поэтому и овечек мало, а истинных пастырей еще меньше. Всей вселенной приближается конец! Второе Пришествие Христово будет не с усмотрением времени и часа, но, как молния, внезапно. Люди скажут: мир и спокойствие, — ан тут вдруг всегубительство! Однако все живут, как бессмертные, и временное предпочитают вечному; все заблуждаются, — ежели не идут вслед Господа и не ищут прежде всего Царствия Божия. Страх Божий нас освобождает всякой боязни, которой подлежит весь мир; мы не боимся верить слову Божию, но только страшимся сомневаться и того опасаемся, чтобы по какому-нибудь предлогу не уклониться в самомнение. Это сети злоковарного диавола, коими он уловляет великих мудрецов, обольщая их высоким мечтанием. Ах, да вразумит нас святой Ангел и откроет сердцу видеть незаблудно всякие наружные правила и порядки! Плачу… пусть снимут завесу, под которой страждут немощные! Тогда познают, что требует Иисус Христос от спасающихся в кротости и смирении. Вес велик и мал; мера сугуба — нечиста пред Господом обоя: из этого видно, как необходимо нужна умеренность.

Постоянное наблюдение наружных правил, установленных добровольною ревностью о благочестии, только тогда похвально, когда соблюдается чистота совести каждого; иначе оно относится к тщеславию жестоких мудрецов по внешности, когда они силятся упорно удержать только одну наружность и тем величаться пред немощными. Совесть же каждого не может быть соблюдена без расположения мирного и посильного трудолюбия. Это хорошо, что добрыми кажутся! — гладко, ласково и тихо говорят, много постятся и много молятся; но как коснешься их, то не горьки ли? Опалят ненавистью, злобою, завистью и немилосердием: по сим плодам и древеса в познание приходят; прочее же, кроме сего, похвально. Господь нам дарует истинное рассуждение о надлежащем, а не сами собою проразумеваем. Хотящий всем спастися о всех печется и всем всяко снисходительствует, чтобы всех приобрести во спасение. Не хощет Господь вынуждения, но произволения ищет и содействует тому Своею благодатью. Хорошо быть строгим к самому себе, а к прочим нужно снисхождение и милость. Мы назидаемся любовью, имеем от Господа новую заповедь — любовь друг друга: люблю, люблю и предаюсь! Укрепи нас, Господи, пребывать непоколебимо в святой любви Твоей! Я хуже всех: но прошу и надеюсь быть помилован всеобъемлющею, простою любовью.

2. 19. Марии Петровне Колычевой

Вы оскорбляетесь, что вас с одной стороны приветствуют, а с другой гонят, а потому не вкушаете одного сладкого, а все смешанное с горьким? Утешу вас! Уж вы ступили на ту дорожку, по которой нам надлежит идти в Царствие Божие. Мир не гонит своих любимцев, а влюбленных в Иисуса Христа терпеть не может. Когда бы нам сопротивности не встречались, мы не принадлежали бы к воинствующей Церкви. Мужество и терпение не познаются иначе, как только в сражении и непоколебимом стоянии против сопротивных. Крестом побеждаем смерть и приводим в трепет всю адскую силу, будучи препоясаны спасительною силою — по любви Христовой. Гроб нам любезнее и приятнее всякого из слоновой кости одра: он нас сопровождает к вечному и неразлучному соединению с Господом в сияющей чистоте и целомудрии; и все сие благоустрояется Спасителем Богом.

Постом мы будем говеть; помоги, Господи, успеть во благом намерении. Не могу оставить вас в единомысленной молитве ко Господу: уверен, что не презирает Господь и грешников, воздыхающих к нему о спасении; но, чтобы припомнить в подробности все грехи свои, — это дело не человеческое. И за один день может ли кто припомнить грехи свои? Разве кто почитает себя праведным, — так тот прельстился! Много есть грехов, которых приятство мы вместо добродетели вменяем, и много есть тайных, гнездящихся во глубине сердца, о которых молился святой Давид: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади (Пс 18, 13–14)! Но чистое покаяние всегда можно приносить; оно состоит не в подробном исчислении грехов (это нужно только для исповеди), а сила покаяния познается в омерзении грехов. Ежели душа столько возненавидит грехи свои, что лучше бы претерпела всякую скорбь и мучение, нежели согласилась на услаждение каким-либо грехом, вот это — чистое покаяние, которого себе и вам желаю. О сем будем просить Господа, да дарует нам истинное и чистое покаяние.

«Блажен, иже не сытно имать ясти и пета молитвы и псалмы зде нощь и день и укрепит себя славным Писания чтением; таковое бо причащение израстит душе неувядаемо веселие в будущем веце». Сии строки в Добротолюбии замечены вашей рукой: мое сердце с вами одномысльствует; уже время нам обратиться к самому источнику Священного Писания и напечатлеть на сердце святую истину…

«Ехать или остаться в деревне?» Давши бедным требующим, лучше на несколько дней уединиться для молитвы и чтения Евангелия, Апостола и Четьих-Миней, по крайней мере на три дня; потом ехать для исповедания и причаститься, по милости Божией, Святых Тайн — так вам советует негодный…вам взаимно преданный Г… 27 июля 1824 года

2.20.Марии Петровне Колычевой

Суемудрые силятся Непостижимого постигнуть и «како Сын Девы Сын человеч бывает?». Таковое таинство, и Ангелам недоведомое, хотят своим юродствующим умом доследовать; а чего не понимают, то отвергают: веры не имеют! Это не к ним, но к слышащим Господь сказал: праведник Мой верою жив будет. Имеяй уши, да слышит «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Истинно так верует Православная Церковь! Или Тот, кто из Адамова ребра сотворил Еву, не силен был отверзть ребро Девы и родитися от Пречистой чисто? «Покрой нас, Господи, от человек некоторых, и бесов, и страстей, и всякия иныя неподобныя вещи…»

«Путь к небеси никтоже добре совершает» разве кто на всяк день добре начинает», — говорит святитель Димитрий. Се ныне начах, сия измена десницы Вышняго (Пс 76,11)!

А должное покаяние источает слезы сожаления о преждесодеянных грехах, как святой Петр за одно слово до смерти страдал. Вы просили, чтобы Господь вам открыл грехи ваши. Да ежели б и самый малейший, по нашему понятию, грех открылся в своем виде, каков он есть, то душа не удержалась бы в теле… Святой Ефрем Сирин просил сего дара, чтобы «зрети своя прегрешения и не осуждати брата своего». Грех и прегрешение — вот разница. И праведник седмижды в день падает; а как: мыслью или делом — не изъясняет Писание, а только научает молиться: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего. Господи, положи хранение устом моим (Пс 18, 13–14; 140,3)…

Одно общее исповедание не составляет истинного покаяния: например, я исповедуюсь в грехах от самого того часа, в который Господь удостоил меня прощением всех прежде сего, сколько можно, подробно исповеданных мною при священнослужителе Его, моих грехов, равно и тех, которых не мог припомнить в то время, и прочих всяких, всяко мною исповеданных; но чтобы какой-либо грех, памятуя, прикрывать — этого сохрани Боже! Так, получив разрешение, прощение и отпущение с тем, чтобы к тому уже не согрешать, а не сдержал сего спасительного завещания, вновь поползнулся, не обуздав себя уздою покаяния — от всех воздержательного, — вновь исповедуюсь и припоминаю не те старые грехи, в коих прощен уже, но новосоделанные или повторенные грехи мои; и так очищая совесть свою, полагаю на себя добровольно мерное покаяние и остаюсь в том пребывании, всегда сознавая себя неизъяснимым грешником и повсечастно испрашивая милости Господней.