Передаю вам слово души моей. Письма

«Но, чтоб держать долго и наслаждаться грехом, этого я не имею в себе». Ежели вы столь глубоки в прозрении себя, то почему же не усматриваете того, что имеете в себе?.. Нужно молиться с царем Давидом: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс 18,13–14).

«А грешить, часто грешу — не по желанию моему». Однако не найдетесь сказать, что и без изволения моего. Благодарю Господа, что вы объясняетесь о себе откровенно: мне приятна истина; я люблю правду; вы тоже любите. Так, во истине мы утверждаемся о Господе Иисусе Христе верою и преданностью себя воле Его и Промыслу Его. Ах! могу ли, могу ли не сострадать тому, кто искренностью сердца уже столько лет сострадает мне? Ваш брат о Христе непот. р. Е.

Святой Ангел Хранитель да сохранит нас! Покровительствуй нас, Матерь Божия! Августа 8-го, 1826 года

2.90. К М.П. Колычевой

Едино на потребу: Гореть духом к небу, О земных же не радеть. Ради Господа — терпеть!

2.102. К М.П. Колычевой

Слуху моему даси радость и веселие! Покой наш в покоющем нас Спасителе Господе. Если хочет Всемогущий, может внезапно изменить неприятности в благоприятности, оскорбления в примирительную радость и упорство в благопокорство. Я говорю о N. N. Ежели мы не колеблемся сами в уповании нашем на милость Божью, то откуда нам смеет появиться посрамление? Сказано, уповающие на Господа не посрамятся. Разве терпения не достает? При таком прошении великой милости Божьей нам, как единодушным просителям, нужно пребывать в посте и молитвах и быть уединенными, покуда получим просимое. Или вы уже оставили ту едино мысленную молитву, которая духом веры произнесена была нами? Крепость наша о Господе! Пусть я слаб и немощен, и ничего не могу с собою сделать: тем будет явнее, что в немощи сила Божья совершается, да прославится Сам Тот, Иже прославляет немощь нашу во спасение, — Господь Иисус Христос. Стремление наше к Единому Господу! Но сколько умных голов сообщают вам свои мысли, кто что, и каждый по нраву сердца своего представляется вам с любезными своими выражениями!

Покойтесь сердцем в Господе Иисусе Христе! Покрой, небесная Царица Матерь Божья, и соблюди от разных развлечений рабу Твою. Владычице! не оставь ее Твоим покровительством; она скорбит. Если один созидает, а другой разоряет нетерпением, какая польза? Утешь меня, возлюбленная сестра о Господе, прочти теперь 17-ю кафизму — узришь свет в душе твоей. Ради Христа, неотложно прошу. Января 16-го 1827 г.

2. 109. Марии Петровне Колычевой

Ныне нам удобнее размышлять о прошлом приключении и постоянно выводить причины, от какой и что произошло. Первою причиною бывает мысль наносная, или внезапная; а там последующее слово от сердца — и так самим можно находить главные причины действий и быть во всегдашней осторожности. Но когда вы заняты чтением Священного Писания и молитвою, тогда неотступно остерегает вас Ангел Хранитель, воле же вашей не препятствует.

Посмотрим на N. N.: когда оставит он вольнодумство, тогда пространнее будет его сердце на прохождение тесного и прискорбного пути ко Христу. Вольнодумец — философ, только не христианин: ему невместимы понятия небесных философов — верою просвещенных христиан. Однако он не поверит и этой правде; ему мнится, что он постигает хорошо нравственность; но ежели точно начнет постигать, то не стерпит безумия вольнодумцев, презрит его, презрит себя! Станет и будет угождать Христу.

Когда очень смутится ваше сердце, принудьте сами себя непременно прочесть одну кафизму и поблагодарите Господа. Возьмите себе за правило: когда кто оскорбит вас, в ту минуту ничего не говорить; а потом, размысливши, удобно можете подействовать полезным словом. В одном я не могу согласиться с вами, будто нужно требовать себе уважения и чести, любить быть почитаему и уважаему: такая страсть устраняет нас от подражания Христу и пленяет душу в службу человекоугодия. Прошу вас, согласитесь со мной не искать себе здесь человеческого воздаяния; что бы вы ни сделали достойное чести и уважения, не ищите оправдания от человеков — и будет Сам Господь вам оправданием, и воздаст воздаянием великим на небесах. Когда станем так поступать с собою, то, как тень, последует за нами неуважаемая нами человеческая слава и честь, — но вменим вся за уметы, да приобрящем единого Христа…