Передаю вам слово души моей. Письма

Христос посреди нас! Все, что ни видим в нас противного Евангелию и житию Христову, есть порок. Евангелие и житие Христово есть свет, — все то, что свету сему противно в нас, есть тьма.

Христианин без доброй совести быть не может. Лучше умереть христианину, нежели согрешить, и совесть обеспокоить, и Господа раздражить. Всякий грех заключает дверь к вечному животу. Нужен подвиг!

Благонамеренно приложенный вами молитв священных сборник я с удовольствием получил; молитвами, как реками, вся напоявается вселенная, исполняется земля и высоты великих гор славно прославляют непостижимого Творца — Бога. От молитвы исчезают бесы, подобно дыму. Молитесь о мне, как и я молюсь о вас.

Нет ли у вас, в Москве, страждущих за долги в темнице? Нет ли нищих, питающихся именем Христовым? Нет ли зельно болящих и находящихся по богадельням или в скудных больницах, алчущих и жаждущих утешения от руки, подать могущей с верою ради имени Христова, ради заповедей Господних? Нет ли таковых?

Посетите их смиренно и снисходительно ради Бога. Милостию вашею посильною можете приобресть себе неизреченную милость Божию, вами благовременно просимую. Любовь совершает все: Бог есть Любовь.

31 августа 1828 года

2.162. Марии Петровне Колычевой

Христос посреди нас!

Пусть со всех сторон разными обстоятельствами, видимыми и невидимыми, обдержится душа: и в таком утеснении все она свободна, так что может человек из глубины сердца своего воззвать: Господи, изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Пусть кто, как хочет, о себе мудрствует и возносится: но нам надлежит смиряться с преданностью себя воле Божией; ведь нас научает слово Божие, что подобает нам творити, и что глаголати! Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою…

Душа, освобожденная от ига работы мира сего словом Божьим, не должна опять повергать себя под иго той же работы. Озираяся вспять не можно достигнуть царствия Божия.

С вашею истинно благоразумною мыслью о нравственном воспитании Алеши всегда я был согласен, чтобы привести его к единому истинному благу, при помощи Божией…

И еще сообщается вам сердечная мысль: опасно простирать взор свой на видимое; вы сами знаете указание Христово, что царствие Божие внутрь нас есть, а не в наружных приятностях, которыми удобно пленяется телесное око, с потерею внутреннего благорасположения души… Все чувства нужно ограждать умом, внимающим своему спасению: кая польза, аще кто и весь мир приобрящет, душу же свою отщетит?… Дар сердца — умное разумение; шатание языков Апостолы верою утвердили. Повторим: спасение наше Господом Иисусом Христом!

Сентября 14-го, 1828 г.