Передаю вам слово души моей. Письма

2.164. Марии Петровне Колычевой

Слава Богу!

Промысл Божий есть весь мир спасти, но только не по нужде; да будет по соизволению благое. Писано: Царствие Божие нудится, и нудящиеся восхищают е; и: многими скорбми подобает внити в царствие Божие. Все сие требует соизволения, и таким образом волею нудящие себя подвизатися добрым подвигом — достигают царствия Божия. А оно внутрь вас есть! Где же в ином месте, или на каком краю мысль приходит вам искать его?… А чтобы от вздоров удалиться, нужно углубиться внутрь себя, тамо прослезиться, прочесть тайную молитву, и так никакие вздоры не могут повредить душе, добро творящей ради Бога… Вы желаете скрываться так, чтобы никто вас и не знал кроме Бога? Но вы знаете, как Павел Фивейский и Марко Фраческий спасались; и сам Бог открыл их всему свету. Вам желательно скрыться от людей? И это можно, когда можно скрыться от себя… долг христианской души уклоняться от зла и творить благо: и сие начало и продолжение простирается на всякое время и до самого конца временной жизни.

Море мнений чтобы изсушить, А потом и рай небесный насадить, Работать нужно день и нощь. И где-ж возьмем мы эту мощь, Я наше, самость, — грех — чтоб победить? Един Господь нас может свободить: Мы в нем и дышим и живем.

Сентября 28-го, 1828 г.

Слава Богу! Вот первый месяц на другой десяток лет моего пребывания здесь на месте…

2. 167. Марии Петровне Колычевой

Святой пророк Моисей так вещает к Израилю: внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Втор 15, 9). Вот убеждение ко вниманию себе, чтобы не погрешить и не удержать втайне сердца беззаконное слово. Лукавый дух, обольщая сердце, когда найдет его склонным к слабой стороне, вносит беззаконный помысл и повергает в него; потом растворяет притворною сладостью, старается углубить его и, чтобы укрепить, возбуждает в человеке самолюбие, в котором и прочие страсти, как сад, с большею удобностью насаждает и напоследок злотворит прикровенно под видом добродетели, чтобы душу отлучить от Бога… Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония — так во Второзаконии убеждал пророк израильтян к обозрению сердец своих, так и ныне Спаситель мира, Иисус Христос, глаголет к сумнящимся (Лк 24, 38): что смущены есте? И почто помышления входят в сердца ваша?

Блюдите; да никтоже вас льстит (см.: Мф 24, 4). Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранные (Мф 24, 24)… Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф 26, 41).

2. 178. Марии Петровне Колычевой

Вы желаете богатства; и я, как вы, желаю. Только ищу приобресть оное из разумных бисеров. Будем же заодно искать, чтобы было, с чем пройти лежащий путь к вечному блаженству. Книга Священного Писания, как море, — в ней-то ищут бисеры; нужно познавание и рассматривание, чтобы собрать стоящее хранения нашего. А что у вас в сокровище сердца — нет ли камней непотребных? Это нужно осмотреть бесстрастным оком и выкинуть, чтобы в сердце находилось одно лучшее. Чего себе, того ж и вам желаю.