Передаю вам слово души моей. Письма

Слава Богу! И о птицах печется Господь. Но вы лучше птицы; нет места сомнению, чтобы оставил нас Господь во время наших воздыханий, когда всею душою обращаемся к Нему… Но сколько много — и очень много препинают душе, стремящейся к Богу, сливающиеся обстоятельства сего лестно гордящегося мира! Сия тьма разумеема вашему сердцу. Но чуждающемуся истины он кажется светом. Для верующих же очень приятно повторять следующее, что любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим 8, 28); с любовью говорю вам это: самое дело может уверить не доверяющих Божию слову.

Когда вы размышляете о начале и конце человеческой жизни, размышляете о настоящей кратковременности дней своих и о будущей вечности; размышляете о смерти, потом о вечной жизни праведных и о вечной муке грешных, — сие поистине приводит человека к познанию самого себя, убеждает к молитве, к совершенному познанию и деланию заповедей Христовых, к чтению Священного Писания и житий святых Божиих. Здесь с состраданием вы видите их житие в мире: как они терпели многие скорби и, будучи попираемы и поносимы от гонителей своих и ненавидящих, молились о них, да отпустит им Господь грех их. Они жили в крайней нужде и совершенном нестяжании и, о всем смиренно благодаря Господа, благоугождали Ему день и ночь. Посмотрите мыслию на сии ревностные их подвиги, усердие, веру о и любовь, горящую ко Господу своему Иисусу Христу! Все сие живо представляя в своей памяти, удобно возненавидишь и самомалейший грех свой, и всякое нерадение, и все прелести обольщенно веселящегося мира очень легко отвергнешь от себя, и жизнь изнеженная не будет нравиться более, но всем сердцем своим взыщешь единого истинного Бога: как бы угодить Богу словом, и делом, и самою мыслию. Тогда душа не восхощет более под каким-нибудь предлогом уклоняться от спасительных повелений Бога Вышнего, но прилежно будет искать и тщиться всеми силами, и средствами, и всем помышлением умолять Господа, да не помянутся к тому грехи ее пред Ним и да удостоится получить прощение и милость в час праведного суда Божия и страшного испытания, чего все святые ужасались: чтобы не быть отлученным тогда во огнь геенский, но остаться при Господе с возлюбленными Его и быть с Ним вечно, без конца.

Обязанный вам любовию и искренностью сердца, сообщающий слово истины.

Мая 29-го, 1831 года

2.220.Марии Петровне Колычевой

Ради вас самих убеждаясь словом Божиим, даю заметить вам, что не только окрадывается время, но и душа окрадывается и ослабевает, когда читаете неподобающие нашему христианскому сердцу книги. Есть книги, преданные лестчим духом мира сего, и есть книги, преданные Духом Святым, которые и называются Священным Писанием. И кто книги сии читает с верою и благоговением, тот молится и беседует с Господом всем сердцем.

Чего мы ищем, временного ли то, или пребывающего во веки, к тому и желанием нашим движемся. Умирает рыба без воды — умирает и душа без молитвы. Рыба сохраняется водою, а душа человеческая спасается молитвою. Нужно молиться. Не молиться Богу и не читать Священное Писание есть бедственный знак душевного состояния, и от сего-то приключается уныние…

Лучше всего лишиться и временно пострадать, нежели уклоняться к утешениям мира сего и чрез то лишаться Бога и вечному подпадать мучению. Да сохранит вас Матерь Божия под кровом Своим!

От всей души соусердствующий вам искренним словом.

2.223.Марии Петровне Колычевой

Я Господом дышу: любовью крест пишу, — и страдаю от находящих…

Буди милость Божия, спасающая нас! Да будет ограждено и ваше сердце словом Божиим. Между прочим, особенно внимая вам, размышляю и говорю внутрь сердца моего: может быть, вы теперь в сопротивных обстоятельствах, нимало не соответствующих взыскующему Господа сердцу вашему; может быть, обуреваетесь, подобно военному кораблю, стремящемуся по волнам бурного моря к надежде своей; а может быть, и слово Божие освещает ваше сердце, подобно утренней заре, прогоняющей темноту ночную и озаряющей землю… Вы сами знаете о себе, в каком вы положении находитесь ныне. По претерпении временных скорбей за благочестие предлежит вечное утешение.