Передаю вам слово души моей. Письма

3.37. К П. И. В.

Милостивая государыня!

Лечиться магнетизированием не должно, а лучше, советую вам, при болезни попросить священника отслужить молебен с водосвятием и потом окропиться святою водою, и ежедневно пить оную воду и с нею употреблять часто просфоры. Сим средством многие избавились от болезни и беснования: ибо когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели. В странные же учения не вдавайтесь, а слушайте Церковь Божию.

16 февраля 1831 года

3.38. К П. И. В.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19)! Душа обретает истинный покой только в делании заповеди Божией и хранении церковных преданий. Церковь святая и непорочная есть духовное тело; а Глава Церкви есть Сам Господь Иисус Христос. Противомудрствующие же, мнящиеся по высокоумию своему о себе нечто быти — ничтожны. Словом, делом и верою пребывайте в самой Церкви и не потонете в бездне глубоких вод.

Молебствие же пред образом святого угодника Божия относится к нему самому, — так же, как к каждому лицу бывает личное прошение о чем-нибудь нужном; и сколько бы ни было образов, ежели они одно представляют, один и есть, как многие зеркала могут представить во множественном числе одно ваше лицо. А ежели у вас есть два образа или более и они представляют лицо одного святого и ежели из сих каждому образу будете молебствовать особенно, это будет не иное что, как только пред тем же лицом и то же делать повторение. Слава Богу о всем! Мирный Ангел да хранит вас и весь дом ваш!

Простите меня; я весь болен; нуждаюсь только в одном терпении до конца, в котором стяжание души моей.

Утро 1831 года, августа 14-го

3.39. К П. И. В.

Не отчаивайтесь! Господь кающихся приемлет!

Этому я едва могу верить, чтобы вы поверили колдуну[3] и приняли ложь за истину…

О всем том, что я написал, посоветуйтесь с духовником своим — и когда благословит сие, то и начинайте выполнять самим делом. Чтением же Псалтири и милостынею душа очищается от грехов. А когда ошибкою вместо прошения прикажете повелительно что-нибудь сделать, тотчас раскаивайтесь в этом мысленно в сердце своем пред Господом и это назначение соблюдайте втайне сердца своего.

Непотр. раб Егор

3.41. К П. И. В.

С празднованием памяти святителя Христова Тихона приношу вам и всему вашему семейству радостное поздравление. Да помогают ко спасению вашему от всякого зла святые молитвы небесного предстателя, святителя Тихона Задонского, как и всем верующим и почитающим с любовью память его. Сей исповедник истинного учения Христова каждому вразумительно объяснил и написал, что такое есть истинное христианство, и какие именно дела его, и как познать ложных христиан. Ревнитель правды Божией и истинный Христов служитель все рассказал всем: что есть грех и что есть спасение от греха. Что делается кем-либо против заповеди Божией — то грех, разлучающий душу от Бога; и что делается против святых установлений Православной Церкви, тоже грех, отлучающий человека от Святой Церкви. Грех есть употреблять в услаждение прихотливости своей скоромную пищу в такие дни, в которые Церковью установлено соблюдать пост и пищу употреблять постную, и не до насыщения. Противящиеся же сему спасительному установлению всяко развращаются, мнятся о себе мудры быти и грешат. Нужно часто вспоминать себе, что будет праведный Божий суд и Господь воздаст комуждо по делом его (Пс 61,13).

Молитву непрестанную нужно иметь в сердце своем во всякое время, где бы ни были: непрестанно молитеся. Сам Господь повелел: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф 26, 41). Видите и слышите, что молитва избавляет от напасти. Всемогущий Бог может и вас избавить, непрестанно молящихся Ему; дом молитвы есть ваше сердце. Все временное непостоянно, постоянно одно лишь вечное.

Кто как хочет, но вы неотступно с Православною Греко-Российскою Церковью исповедуйте: что не тремя, а четырьмя гвоздями Иисус Христос был распят.