Передаю вам слово души моей. Письма

Передаю вам слово души моей. Письма[1]

О путях спасения

1. 8. Письмо епископу Воронежскому Епифанию

Ваше высокопреподобие! Всечестный отец!

Услышав, что вы соболезнуете о моем окаянстве и изменении в образе моей жизни, в прославление имени Бога и Господа нашего Иисуса Христа, прошу вас, яко подражателя Иисусу Христу, творящего волю Его и пекущегося о душеспасении, аки пастыря и отца, пособствующего тому всеми средствами: простите меня! Я слаб, бессилен и немощен; жизнь моя лишь одно мгновение! Я вынужден совестию сказать: все прошло, но грехи — со мною!..

Человеку предлежат два пути: или вечно спастись, или вечно погибнуть! Воздаяние будет комуждо по делом его (Пс 61, 13); и час смертный от каждого сокрыт, чтоб быть ему всегда готовым. Из сего каждый произволяюший, усматривая столько опасностей для своей жизни и страшась вечной погибели, избирает себе путь спасения; советуясь с опытными и опасно проходящими сию временную жизнь, от многих свидетельствуемыми, — истинно богодухновенными мужами, решается уже, содействуемый волею Божией и Промыслом Божиим, принять на себя посильный подвиг и предается весь невозвратно во имя Бога и Господа нашего Иисуса Христа — в вере, надежде и любви. При сем углубляет в своей памяти и относящееся к сему апостольское слово: яко да не похвалится всяка плоть пред Богом! (см.: Рим 3,20) — и другое, предъявленное чрез пророка и царя Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой (Пс 26, 1). Потом, сознав себя паче всех великим грешником и достойным всякого мучения, изгнания и лишения и, яко омерзелый и недостойнейший не только зреть вселенную и услаждаться сим зрелищем, но и быть в обществе братий, уединяется и оплакивает до самого гроба грехи свои, всегда имея их в памяти, и так пребывает в неизменяемой надежде на любовь и милость Божию.

А разуметь, что такое в мире наша жизнь, и быть беспечным — это заблуждение! Надеяться на пролитую за нас Кровь пострадавшего Господа и не избегать случаев к соблазнам и грехам — это страшное небрежение…

Желать быть святым и благочестно жить есть долг каждого человека: ибо грешные не блаженствуют! Если они во времени не раскаются и достойно не оплачут грехов своих, то вечно будут мучимы. Надлежит паче повиноватися Господу, нежели человекам (см.: Деян 5, 29). Иже бо вознесется, смирится: гордым Бог противится (см.: Иак 4, 6). А от грехов и случаев ко грехам удаляться, чтобы не слышать поносных слов и не видеть прелестей, есть каждого произволение, как пишет вселенной учитель: «Идеже есть произволение, тамо возбраняющее ничтоже есть».

За сим именем Иисуса Христа прошу вашего высокопреподобия молитв об укреплении меня во святой воле Божией, да премилосердый и всемогущий Бог очистит меня скверного, простит грехи и недостойного удостоит всегда, неизменяемо и вечно быти храмом Божиим! Простите!

Недостоин более именоватися, как мерзкий Георгий. Августа 10-го дня, 1820 года

1.18. Письмо отцу архимандриту Иларию, в Москву

Есть и нет; вижу и не вижу; говорю, и молчу, и слышу. Аще что говорите, вся в славу Божию творите.

Какое близкое внутреннему слову — внешнее средство — нам дано перо это, которым пишу от сердца исходящее слово и передаю другому искренность свою, — и никакое расстояние дальности места не препятствует быть по сердцу близкому разговору о добрых делах и благих рассуждениях, как бы то все по возможности управить к лучшему и начатым делам, Божиею милостию, совершить благой конец. На это нужна премудрость! Начало ж премудрости страх Господень (Притч 1,7). Бойтеся Господа, вси святии Его (Пс 33,10).