Передаю вам слово души моей. Письма

16-го мая 1825 г.

3. 95. К Е.Я.Т.

В болезнях нет лучшего облегчения, как скорее прибегать ко Господу, исповедоваться, каяться и принимать Его неизреченные милости. Он предал Себя нам в пищу: такова к нам Его любовь! Любящим же Господа вся споспешествуют во благое (Рим 8, 28). Кто претерпевает здесь ради Господа, тот там будет радоваться с Ним вечно.

Неосуждающие других будут и сами не осуждены по милости Божией… Горе не живущим по заповеди Господней! Когда почаще будете воздыхать пред иконой чудотворной Божией Матери Владимирской, скоро получите пользу. Еще вас прошу: ежели кто вам говорит что-нибудь к осуждению других, не внимайте тому; Иисусова молитва буди всегда на вашем сердце: ею мы освобождаемся от опасностей.

3. 101. К Е.Я.Т.

Богатство душевное — в терпении, — и радуется сердце, назидающееся о Господе. Где любовь, там и спасение. Молитва от сокрушенного сердца износится мыслью в благоговении и страхе! Болящий царь Езекия, лежа на одре своем, молился Господу искренне, и был услышан и помилован. Молитесь самым сердцем, стоя, сидя и лежа, душою и телом! Грех за небрежение; а за усердие милость Божия. Пост и молитва — два крыла: ими душа возносится к небесному.

Августа 31-го, 1825 г.

3. 108. К Е.Я.Т.

Мы любовью назидаемся, верою получаем утешение и надеждою укрепляемся в благонамеренном претерпении находящих. Какая бы ни приходила на сердце мысль, мы обязаны искренне и чисто, без сомнения, открывать ее друг другу: а паче можем сами собой прельститься. Ах! какой чувствительный бывает урон, когда мы приемлем мнительную мысль против истины! Это нас томит, смущает, удерживает от доброго предприятия, — и благо, веселящее душу, скрывается от нас.

Ныне огорчают вас медленностью своею должники ваши: что же делать? — Надобно покрывать это любовью. Когда Господь дает нам благую мысль и обращает нас к благотворению: бескровных ввести в дом, и призреть бедных сирот спасительным призрением, то не должно бояться нам находящих искушений: они более послужат в пользу, чем сколько могут вредить, при нашей преданности Господу.

Я болею сердцем, если близкие к вам люди бедствуют от пагубного несогласия меж собою. Вы их знаете, можно ли вам примирить сердца их в любовь о Господе. Где мирное согласие, там любовь и благодать.

23-го Сентября, 1825 г.

3. 115. К Е.Я.Т.

День Св. Илариона Великого.

Слава Богу, спасающему нас! Св. царь Давид ясно объявляет о тех, которые мнят о себе много, что, они „не познав, ни уразумев, во тьме ходят". Они имеют волю мечтать и называть тьму светом: на дела же Господня не взирают… Таких людей, сопротивно упорствующих истине, можно оспаривать самим делом: спорить же с ними нам не следует; к любящим спорить Св. Апостол говорит: мы такого обычая не имеем. У вас, как видно мне из строк ваших, спор был о том, что не написано в Евангелии о преставлении света, а сказано там о кончине века и о втором пришествии Христовом, но в том и другом, не один ли разум и не одно ли значение слов? Об этом спорить стыдно.

Стократно полезнее верить и спасаться Словом Божиим, нежели уклоняться в свое самомнение. Лучше нам чаще повторять со Св. царем Давидом: Господи, скажи мне кончину мою, и число дней моих, кое есть: да разумею, что лишаюсь я.

Хороший открывается вам случай просить милости от начальства. Но истинная надежда ваша — Бог и Святые Его щедроты. Прежде надобно просить милости Божией и призвать в помощь Св. Ангела; потом уже, с верою и преданностью в волю Божию, можно просить и генерала. Искренно вам пишу сие и желаю милости небесной к спокойствию вашему здесь и там во веки без конца.