Передаю вам слово души моей. Письма

6-го Октября, 1881 г.

3. без номера. К Татьяне Григорьевне Викулиной

Прошу вас уединиться и прочитать собственно для своего сердца, да вразумит вас святой Ангел!

Тоску и отчаяние гоните прочь от вашего сердца, — но лучше обратите ваше внимание к выслушанию святого Иоанна Дамаскина; вот его слова: «Желаю себе и всем другом моим, да сами, поелику мощно, себе пособствуем: и да не единагоже греховнаго порока в нас останцы пребудут. Но аще несовершен от сего мира изыду, молю Тя, милосердия источниче, Господи! приклони ми другов моих и искренних моих, согрей сердца и помышления их, яко да молитвами своими, благимиже и Тебе приятными делами мне помоществуют и моя по смерти истребят пороки, аще кия от немощи человеческия применятся. Обаче молюся Ти, Владыко, Боже всех благ, ихже требуем, прещедрый Подателю, да не кое прегрешение, великое же и малое, во мне же и всех в Тя верующих, тогда, егда приидеши, явится».

Теперь меня грешника прошу вас выслушать благодушно: не стыдитесь смертных людей, не скрывайте от вопрошающих вас сбывшегося над умершим, всем объявляйте сущую истину: Бог ему послал такую смерть на устрашение другим — чтобы видящие и слышащие ужаснулись в душе своей и прибегнули бы с сердечным покаянием к желающему всем спастися Богу! Вы повинитесь правде, ибо всякая ложь есть от диавола. И потому не слушайте тех, которые советуют ложью прикрывать истину; они и сами не знают, что делают: душе бедной прибавляют ран, да и себя повергают в грех. Для человеческой чести не надобно прогневлять Бога неправдою; сим страхом, от коего содрогаются чувствительные люди, прославляется Бог! Но чтобы человека отвести от страха Божия, — это дело диавольское.

Теперь, сколько можете, употребите свое старание об отлучившейся бедной душе; поминовение по монастырям, и пустыням, и по прочим церквам годовое вы еще не рапорядили, но что успели, то слава Богу! От вашей воли и усердия зависит умилостивлять душою прогневанного Бога! Кроме вас, едва ли кто может столько позаботиться. Многие много могут говорить, а на деле ничего. Обидимых следует прежде всего удовлетворить. Узнать по тюрьмам добрых людей, содержащихся за бедность по каким-нибудь недоимкам и долгам, освободить по всей губернии, ежели можете. За сию добродетель и душа от своих долгов пред Господом может получить облегчение. Еще поискать таких людей, которые своей жизнью и делами близки к Богу! Примут ли они подаяние или не примут, но, ежели произволят, то великую милость могут испросить у Господа на отпущение от жестоких мук бедной душе.

Я от вас ничего не требую, но имею желание содействовать во всякой дободетели; не отказался бы послужить вам ради Бога, ибо и я знаю действительно бедных и имею на то верного человека, которого совесть свидетельствуется Богом. Пришлите столько, сколько святой Ангел вам внушит. Вы его призовите в помощь. Сам Бог сие слышит.

Вот, что от меня зависимо, я вам объявил — и прошу вас не читать сего другим, оно принадлежит только вашему сердцу. Благодарю, что вы меня вспомнили: без Бога ничего не бывает. Веруйте!!!

О помыслах и внутренней духовной брани

1.10. Письмо епископу Воронежскому Епифанию

Ваше высокопреподобие. Видно из газет, какие смущения претерпевают многие государства; но не видно, когда какое смущение претерпевает истинный христианин внутри сердца своего от помышлений, находящих с противоборющей стороны, от врага — искусителя спасающихся душ.

Сей дух, древнею злобою именуемый, тайно влагает мысль на сердце человеку, чтобы прежде смутить его душу; а потом мало-помалу, или вдруг, как в ком успеет, выводя из спасительного терпения, гонит с места на место; и таким уклонением ищет лишить повинующегося ему всех средств ко спасению, чрез терпение приобретаемых. В таком-то положении боримый Николай Михайлович был у меня; он смущается гонящею его мыслью, чтобы оставить святую обитель. По кротости же и смирению его, я не мог не соучаствовать в нем: пригласил его, не уклоняясь от церковного послушания, пожить у меня под одной крышкой, до приезда вашего.

Повергаюсь в любовь вашего высокопреподобия — смиренно испрашивающий ваших отеческих молитв и благословения, слабый и непотребный раб, многогрешный Георгий. 21 февраля 1831 года