Передаю вам слово души моей. Письма

Каждая мысль и самое тайное движение сердца против соборной апостольской церкви и предания святых отцов, утвержденного семью Вселенскими Соборами, послужат к (облегчению) обличению души — в самый час смерти, в который страхом и трепетом связанная душа невольно извлечется за отступление от веры в ад, к родителю и отцу всякой лжи, а смрадное тело будет угодною пищею червям.

Боже! в помощь мне услышь! Господи, помочь мне поспеши. Я радуюсь об успешном строении вашей церкви: да присутствует сему благодать Господня! Чтобы труды созидающих вознаградились сторицей в неизменяемом веке.

Повествователь анекдота близкий мне друг; я знал его коротко. Он не гадал по книгам, даже не доверял своему здравому рассудку, не испросив милостивого свыше уверения, и был истинный хранитель веры.

Чего желаете мне, то обращается и на вас, по гласу Господнему: в какую меру мерите, возмерится и вам. Дай Бог вам жить многие годы; а я скоро переселюсь в вечность. Но не буди воля ваша, а воля Божья! просим: даруй нам, Господи, конец благой. Вам преданный о Господе брат Г….. 13-го июля, 1824 г.

2.41. Марии Петровне Колычевой

Не могу удержаться, чтобы не подарить вам сейчас красный крест за два прекрасных стишка: 1) Принимая и отражая нападение, мы становимся опытнее и искреннее в любви к Богу. 2) Когда демоны, изгнав ум из целомудрия, окружат блудными помыслами, тогда со слезами воззови ко Владыке: изгоняющий мя… обыдоша мя (Пс 16, 11); Радосте моя! избави мя от обышедших мя (Пс 31,7) — и избавишься. И 3-й вдобавок: восприими пост, труд, бдение и доброе безмолвие с прилежною молитвою — вот и пламенеющий крест готов! Утешайся им, сестра моя, во Господе! Господь просвещение мое и Спаситель мой (Пс 26,1)! 5 декабря 1824 года

2. 98. Марии Петровне Колычевой

Ограждай себя в делании всякого добра ради Христа долготерпением; приими меч духовный — глагол Божий; секи, руби, истребляй сим мечом возникающие помышления, наносимые от сопротивной силы. Веруй, надейся, прославляй; помни, Чей есть меч, столь сильный, что сопротивная сила от единого наказания его сотрясается, а от действия вовсе исчезает. Ноября 9-го, 1826 года

2. 112. Марии Петровне Колычевой

По всегдашнему блюдению и точному рассматриванию всяких причин, от коих приключаются разные случаи в человеческом роде, спасительною мыслию светло видится, что нет ни одной причины, которая бы не служила к пользе сердца, пребывающего в нищете духовной. Наша воля — принимать в сердце прелестное мечтание или отвергать по истинному разуму, чтобы чрез отвержение минутных сладостных утешений удобно могли принять и нести свой крест и идти вслед Спасителя Христа, не уклоняясь ни в какую сторону. Кто же неизвестен, что мир прелестен и миродержатели многохитры в своих умышлениях. Они знаниями своими высоки и надменны; им угодно мечтать, высокопарный престол суда своего иметь среди звезд небесных; и потому гордым духом без пощажения судят каждого смиренного: они о себе мудры и трудолюбивы в плетении и соткании сетей своих. И мне встречается нередко припоминать их деятельность, обметая, высоко и низко, на стенах и углах паутину прилежно работающих пауков…

Душевно сострадая вам, я остановился в строках ваших на вопросе: можно ли для него поставить станок токарный в столовой?… Умыслами исполненное сердце не может быть покойно… И еще: я имею волю делать, что хочу. Волею и делами рекомендуется качество души. Каково употребление воли, таково и расположение души.