Передаю вам слово души моей. Письма
28-го Марта, 1831 г.
3. 210. К А.Ф.А.
Чувства очищаются внимательным чтением святого Писания и размышлением об оном. Тогда душа очень приятно поглощается словом Божиим и ощущает сама в себе премирное спокойствие. Растлевается же сие спокойствие празднословием; от того и скука, и грусть находят часто: но смиренное терпение ради Бога в благих занятиях и трудах вознаграждает чистейшим утешением сердца искренних.
Августа 8-го, 1830 года
3. 221. К А.Ф.А.
Здесь-то и надобно потерпеть нам ради Господа всякую скуку, и грусть, и многие скорби — для соблюдения целомудрия и благочестия; и во всякое время противиться неподобающим помыслам, немедленно гнать их молитвою и страхом Божиим и не попущать им ни одной минуты медлить на сердце. Когда мечтаются в памяти такие неподобающие помыслы, тогда старайтесь помышлять о внезапной смерти и говорите: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: воздрема душа моя от уныния (Пс 6,3; 118,28). Буди милость Божия с вами! Да поможет вам Господь побеждать самих себя и каждый день полагать час смертный, когда имеет душа от тела разлучиться. Так-то нужно нам всегда приготовлять себя к исходу, к преселению в вечность. Поистине едино только на потребу — вечное спасение. Спасайтесь о Господе, покуда время есть!
Апреля 23-го, 1833 года
3. 243.К В.В.Г.
В отражение мысленных страхований, еще не воображаемых, а только что сближающихся к душе, внутренним словом просто говорю я к ним: от тайного коварства и хитрости вашей, злокозненные духи, к поражению вашему я имею Крест Христов и Самого Господа Иисуса Христа, Спасителя моего. Он не благоволил вам, помрачившимся, являться в гнусном виде вашем на устрашение меня; исчезни, вражия сила, гонимая силою Креста Господня!
Так размышляю я с душой моей: «Явна мне ныне злоба злых духов и заступление Господне. Когда мы утопали в прелести мира сего и погружались глубоко в море страстей, тогда не стращали нас злые духи, но услаждали утешениями и восхищали под самые облака, блистая нам увеселительными явлениями, чтобы ослепить нас и лишить вечно истинного света. О душа моя! при первом обращении нашем ко Господу как явно стали они с противной стороны нападать на нас! Но мы ныне в обращении нашем к Всесильному Богу, верою уверены и надеждою крепкою укрепляемые, не боимся их. Тогда нужно было бояться, когда, по их внушениям, преступали заповеди Господни, живши в свое удовольствие; но теперь един страх нам буди — страх Божий! Прочее всяко страхование прочь! Прочь отойди, возмутитель души моей! Господь не повелел тебе возмущать мое благое внимание; исчезни, дух лукавый, — воображаю Животворящий Крест Христов и знаменуюсь им».
Слава Богу! Исчезли, подобно дыму, и к тому не бысть и тени их.