Передаю вам слово души моей. Письма

Видно из Св. писания предреченное к утверждению спасающихся: что хотящие о Христе благочестиво жить гонимы будут. Посещаемые многими скорбями, они имеют надежду вечных благ — в воздаянии за кратковременное претерпение скорбей. Буди нам сие крепким основанием в подвиге нашем, да не потребуем самим себе ни от кого ни малейшего уважения, ни почестей от презирающих нас. В нас вера и любовь всегда пребудет нам неизменною наградою здесь и там вечно без конца.

Не смущайтесь в уповании на Господа: не делами спасаемся, но верою, свидетельствуемою делами. Истинное слово не требует для объяснения своего от мира сего умственных приложений, Господь чрез пророка Иеремию говорит: что плевы ко пшенице? Мы уверены в том, что сами по себе не можем творить ничего: поэтому бежим от всякого самомнения, и воссияет в сердцах наших свет истинный, благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мир вам, покойтесь в Господе! Покров ваш — Матерь Божья! Да сохранит нас Св. Хранитель Ангел Божий! Марта 28-го, 1826 г.

2.78. К М.П. Колычевой

Обышедше обыдоша меня, как пчелы соты, и как огонь в тернии разгорелись сопротивные: и именем Господним сопротивлялся им. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Сие псаломник вопиет, и мы, ему подражая, повторим единодушно прискорбными сердцами от находящих. Многими скорбями подобает нам войти в царство Божье.

Радуюсь приближающемуся празднику Воскресенья Христова. Если с ним страждем, с ним и прославимся, свидетельствует Апостол. Дух Божий устами Иоанна Богослова говорит: не любите мир, ни того, что в мире: весь мир во зле лежит. Христос воскрес!

Кто хочет мудрствовать и мудрствует в смирении о спасении души, тот всегда должен покоряться промыслу Божьему и никогда себе не искать от людей почтения и не желать того, чтобы угождали ему, — но чтобы всегда, храня любовь взаимную, угождали Богу деланием заповедей Его. В нем пылающую взаимную любовь погасить ничто не может.

Не оскорбляйтесь на меня за немощь мою в деятельности по внешнему человеку: я слаб и непотребен; я есть червь, а не человек! поношение человеков и уничижение людей. Простите меня: вас Бог примет. Апреля 4-го, 1826 г.

2. 83. Марии Петровне Колычевой

Слава Богу о всем! Кротким духом, смиренным сердцем, благою мыслью благоволи во мне, Господи, прославити имя Твое и сообщить верующей душе благоприятное и спасительное слово.

Вы утешили меня своею искренностью. Я знаю эту благодатную сладость, которая не дает чувствовать верующим тиранства, наносимого ударами от обидящего, и радостно приветствую вас искренним поздравлением. Вы удостоились принять подобное тому, что претерпел Царь Небесный, Господь Иисус Христос, приявший ударение по ланите от раба железной рукой, от которой звук раздался по всему судилищу и двору. Все облеченные во Христа радуются, когда случится претерпевать какую-либо обиду напрасную. Это видно и на апостолах гонимых. О, пустите нас вы, немилосердые, надутые и запаленные духом ненависти и злобы; отсторонитесь, держащие суетные и ложные свидетельства, — все прочь! Теперь вступим в палату Пилатову. О жалостное зрелище! Увы! коль горьких слез исполняешь ты наше зрение! Покройтесь, глаза, слезами; вы не можете видеть сухо такое славное и ужасное видение. Кто это приемлет по ланите от раба Своего сильный удар? Это Бог и Человек! Это Сам Творец и Владыка всей твари, Которому Херувимы и Серафимы предстоят с трепетом! Это праведный и страшный живых и мертвых Судия самовластно благоволил так смириться и позволить неправедному суду осудить Себя на крестную смерть, чтоб претерпением напрасной смерти научить нас явным Своим примером терпению ради имени Его в сей жизни до конца.

Теперь, пользуясь спасительным воззрением на Спасителя нашего Иисуса Христа, побеседуем о перенесении обид. Христиане всегда Должны ожидать оскорблений от гонителей Христа; нам надлежит со всех сторон ограждаться терпением и блюдением благих мыслей сердца и ума; надлежит побеждать зло благим делом, словом и мыслью. Мы призрели школу мира сего и не ощупью приемлем истинное познание небесной жизни, но видим и достойно познаем верою Господа нашего Иисуса Христа, что нам не опасно быть обидимыми, и поносимыми, и оплеванными от гонителей Креста Христова, в Котором вечная жизнь наша. Опаснее для нас притворные ласки и ложные угождения от обольщающих чувства наши; от таковых искусных приятелей приятнее принимать раны, нежели ласки, и есть великая мзда на небеси за претерпение напрасных ран. Приличное нам дело всегда побеждать зло благом.

Нужно обратить мысль и на вашу женщину. В ее пользу ей нужен страх; и долг почитания, какой требуется от рабов к господам их, никак бы не допустил до такой крайней оплошности, в которой усматривается явное небрежение ее о сохранении вашего спокойствия. Иногда издали виднее, чем вблизи. Непрекословящий раб со страхом и уважением исполняет волю господина своего, не противную закону Божию. Благодать в дому, где нет прекословящих; повиновение с любовью производит благоговейный мир, приносит сладость небесного безмолвия. Спасительно внушать рабам долг их: они тем смиряются и познают самих себя. Ежели раб за исправление его назовет своего господина или госпожу гордыми, то какой гордости не превзошел сам он? Ах, повсюду нужно привлекательное слово смирения и побеждать гордых силою Креста Господня.