Передаю вам слово души моей. Письма

В книге «Сокровище духовное» преосвященного Тихона, есть желание, счастие и свеча горящая. С особенным назиданием себя я читал о сих предметах и внимал действующей благодати.

2. 84. Марии Петровне Колычевой

Слава Богу и Господу Иисусу Христу! Пишу сии строки с надписью: «Господь по нас, кто на ны?» Это выражение свойственно сердцу, преданному воле Божией; упование не посрамит! Получение письма вашего меня обрадовало; прочитание нанесло маленькое уныние; помыслил: какая тому причина, что вам спасаемая обитель уже представляется не светом Утешителя Духа, но мраком, носящим скуку и некоторое томление души? Место, где славословится устами и сердцем имя Божие, душе, дышащей именем Христовым, всегда благоприятно. Место, где хулится языками Спаситель мира, спасающейся душе несносно: хотя и может она по нужде пребывать на оном, только это ей мучительно и прискорбно. Впрочем, и тут она может, слезами омываясь, в сердце своем славословить имя Христово.

Матушке Евфимии Григорьевне теперь немножко полегче, а потом вновь страданиями посещается. Утешилась, услышавши от меня о вас; на лице радостная улыбка покрыла всю болезнь. «Ну слава Богу! Здорова ли она?» — отвечаю: «Жалуется на слабость». — «Мне представлялась дорога, — продолжала она, — как будто она едет к нам. Но возвратилась вспять по немощи своей: у них там переменилась погода, да и мысль с погодою заодно также переменилась». При ответах сострадательность ее сердца свидетельствовалась слезами. К чему стремится сердце, к тому и обращается… Воля всегда действует и уклоняется по направлению сердца. Воля Божия есть спасительное призывание: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы (Мф 11, 28). Прочее ж — идти или не идти — есть воля человеческая. Спасайтесь во имени Христовом. Июля 4-го, 1826 года

2. 85. Марии Петровне Колычевой

Н.Н. запрещает вам и грозит: что ж из этого? Это — проба вашего сердца и правого намерения: ежели что против совести, то боязнь и страх человеческие обымут душу; а когда во славу Божию и ради спасения, — тогда суетно такое запрещение. Не трудно и не велико жить и обращаться по влечению чувственного пожелания и сообщения, но то славно и пред святыми Ангелами честно, что смертный человек старается и нудится, подобно им, провождать жизнь свою. Вы припомните, когда вас расслабляла страсть к чувственному плотскому услаждению… и мощи святых были вам ограждением. Поэтому явно разумеется, что непорочная чистота и воздержание очень приятны Господу. При этом нужно каждый час предаваться в покровительство Матери Божией и не полагаться нимало на взаимные ласки, которые по страсти, а не о Господе… Но чем ближе вы к Богу сердцем, тем ближе N. N. к обращению, где бы он ни был и в каком бы расстоянии от вас ни находился. Молитва, пост и уединение, которые могут быть ограждением вашим о имени Христове, проженут всякую мрачность и всякую лесть бесовскую обнаружат и разорвут, да не связана будет душа ваша, дышащая именем Господним и стремящаяся к Царствию Божию… Смирение — высота.

Пылкость, скорость, жаркий на минуту гнев, продолжающийся только до здравого рассуждения, — вот ваш характер; сии качества души вашей да обратит Господь Бог наш во благо именем Своим!.. Не любопытство, но вера спасает нас.

От сердца сердцу сообщаю мысль мою, чтобы вы, при помощи Всемогущего, были долготерпеливы и не мнительны в отношении себя к посторонним вещам. Июля 11-го, 1826 года

2.97. К М.П. Колычевой

Бог в нас!

Да облегчит Господь правосудный и милостивый тяжесть вашей болезни! Верую и умоляю вас: к славе Божьей повторите трижды нижеследующую сию молитву