Передаю вам слово души моей. Письма

2.166. Марии Петровне Колычевой

Слава Богу!

Едино утешение мое в печали Спаситель мой! Не попусти мне уклонится от Тебе: приими сие взывание сердца моего, о радосте моя! Боже сердца моего! Услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Д. М.! слышу во мне вещающее слово: в терпении вашем стяжите души ваши: повинуюсь слову Божию и уповаю на него…

Возлюбленная сестра моя о Господе! Не только не роптать на Бога, что есть страшно и ужасно, но не роптать на ближнего своего убеждает нас христианский нрав… Что же есть любить врагов, по заповеди Божией? — не иное что видится, как только во всякое время побеждать злобу благотворением. Без любви же не может быть благотворения… Приими к сердцу своему слово, вещающее во мне с тобою в памяти моей: душа, внимающая слову Божию, не пожелает не подвергнуться приходящим по воле Божией страданиям, не пожелает по воле своей уклоняться от временных горестей, которыми она сопровождается в сладость вечную. О радость моя, истребляющая всякую печаль мою, душу же и сердце исполняющая неизреченного веселия, и сие вечно — без конца!.. Но что-то не охотно ступается на многоскорбный путь; мысль смущается от какого-то находящего устрашения. Ах! почто многие мнения помрачают веру во единого Бога? Пусть кажется сначала больно и прискорбно идти путем многоскорбным; но потом — благо и легко, а наконец очень приятно. Сей путь Христов идущих по нем вводит в царствие Божие! Ах! есть ли что страшнее разлуки той, которою душа разлучается от Бога?… Теперь я душой моей молюсь единомысленно с тобою: Господи помилуй; помилуй, — не разлучи меня от Тебе: весь Тебе предаюсь; Тебе единому вручаюся; простри руку Твою; изми от страха вражия обуреваемую душу мою; как ступающему по волнам воздымающегося моря и устрашившемуся Петру подал еси руку спасения, так и меня маловерного, утвердив словом Твоим, спаси, Господи! Ты мне Сам, по благости Твоей, дал сердце самовластное, да взыщу усердно всем изволением моим Тебя, Создателя моего; Господи, помилуй нас! Ты веси, что и сие самое взывание по изволению моему к Тебе произношу, побужденный Твоею благостью непотребный и многогрешный раб Твой: услыши мя, Господи; не попусти никогда уклониться сердцу моему в посторонние пожелания; но все желание мое и воздыхание мое в Тебя да углубится; радосте моя! избави мя от обышедших мя. Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою…

Теперь я обращусь сердцем моим к сердцу вашему: когда Господь наше упование, то удостоверяемся, что сие нас нигде не посрамит… блажени хранящии слово Божие и творящии е.

Октября 12-го, 1828 г.

2. 168. Марии Петровне Колычевой

Напишите мне о ваших страданиях и простите меня, много оскорбившего вас моим молчанием. Мое намерение и все желание — никого не оскорблять: как больно сердцу оскорбление, разлучающее со Христом! Все то грех, что бывает, хотя и в малой мере, противу воли Господа и заповеди Его. А наше наблюдение покрывает нас мраком и удаляет от познания таковых тайных движений сердца, и мы, охотно уклоняясь от спасительных скорбей, попадаем в сеть, услаждающую непостоянные чувства наши, и так забываемся, покоясь в чувственности. Ни, Господи! Не попусти нам сего забвения. Лучше временные скорби претерпеть до конца имени Твоего ради и быть от всего мира презираемым, нежели уклоняться от святой любви Твоей по воле сердца, к чему-либо пристрастного, и погибать или навлекать на себя праведный гнев Твой! Накажи нас здесь временно и помилуй там вечно. Любовь и мир царствуют, покойно наслаждая преданных Тебе в любви Твоей, Царь царей и Бог богов, вовеки; мое сердце, покуда Ты удерживаешь, не уклоняется от Тебя.

Истинная любовь подлежит сражениям и оскорблениям от находящих, но не подлежит изменению. О вечная любовь! Люблю тебя искренно.

Видим из Писания, что Господь всегда обращается более с претерпевающим скорби и плачущих ныне ублажает, а, напротив, смеющимся ныне предопределяет нечто страшное и ужасное, глаголя: горе, горе смеющимся ныне (см.: Лк 6,25)! Это я разумею о тех смеющихся, которые не хотят разуметь грехов своих и того, что ими отпадают от Бога и прогневляют Его спасительную благодать, а потому и не перестают грешить и осмеивать других, не подражающих им в грехах.

Презирающие Истину — Христа — не могут терпеть свято почитающих ее, не могут быть мирными, покуда не склонят кого к своей вольности и греховному подражанию, чтобы жить по сердцу в свое удовольствие. Но Спаситель человеческого рода насыщающимся ныне угрожает горестным алканием. Что же говорить к любящим Его, которых Он, премного любя, возводит к вечному утешению? Он им указывает неминуемо имеющее последовать знамение, что мир возрадуется, а вы восплачете: в мире скорбни будете. Какая тайна! Вот чем прикрывается любовь!..

Декабря 7-го, 1828 года