Передаю вам слово души моей. Письма

Смиренно кланяюсь, простите, батюшка, всяко и во всем многогрешного Егора. Господь вам да явит Свою милость!

1.22. Священнику Василию Королевецкому

Христос воскресе! Здравствуй, любезный брат о Господе! Ищешь ты услышать что на пользу душе своей от меня грешного. Ищущие с верою и терпением обретают искомое: ищите, и обрящете, глаголет Господь; толцыте, и отверзется (Лк 11, 9), просите и дастся вам.

Господи, озари темноту мою, да возвещу на пользу брату моему во свете твоем.

По вере твоей буди тебе, любезный брат! Нам всегда две дороги лежат вечные: первая — в страну райских жителей, царствующих в Господе; вторая — в страну непроницаемого мрака, где бесконечные муки и нестерпимое жжение от геенского огня.

Первый путь тесен и многоскорбен; по нему идут люди, благоугождающие Богу, гонимые от мира, возненавидевшие себя, подражающие в страданиях Иисусу Христу и претерпевающие до самого конца всякие напасти от диавола и от злобных людей.

По второму пути идут люди, любящие мир и все то, что почитает и любит мир: таковые терпеть ничего не хотят, живут по своим мыслям, по своим желаниям и ищут пространствовать во всех удовольствиях; заповедей Христовых не исполняют и следуют во всем своему умышлению в надменных парениях и гордости. Сии противники кротости и смирения подлежат своим произволениям сатанинской области и, обладаемые диавольским духом, не чувствуют своих грехов и не думают, что вечно будут мучимы; ибо не внимают слову Божию, которое есть непреложно и как сказано, так и будет. Сказано: воздам комуждо по делом его (Пс 61,13) — и воздастся непременно.

Вот что, любезный брат мой, мне и тебе и всем предлагается — спасайтесь; помолися и о мне, чтобы нам купно быть в Царствии Божием и славить Пресвятую Троицу, единого Бога вовеки.

Кающийся грешник Георгий. Апреля 27-го дня, 1823 года

1.23. Брату. (Из писем святителя Тихона)

На вопрос, где удобнее для спасения жить должно, словами преосвященного Тихона отвечаю тебе, почтенный о Христе брат!

«Требуешь ты от меня ответа в том, от чего неизвестный конец последует. Я, рассуждая немощь человеческую и козни бесов, которые часто подлагают зло под видом добра, как яд под медом, не могу тебе дать совета в неизвестных вещах, чтобы после и тебе чего противного не приключилось, и мне ради того не было бы печали. Лучше все наперед предвидеть и молчать, нежели советовать и после каяться.

В доме тебе у родителей быть опасно ради известной причины. А во всяком монастыре, где бы ты ни был, человеку богобоящемуся, спасения ищущему, всегда о вечной муке и будущей жизни помышляющему и в молчании себе самому внимающему, безопасно есть.