Передаю вам слово души моей. Письма

Пусть кто бы нибудь представил вам горы злата, и множество драгоценных вещей, и все утехи сего мира, и сказал бы: вот такова моя к вам любовь! Теперь, не ожидая на это вашего ответа, достойно смеюсь и говорю с уничижением: это все гнилой навоз — противу любви Божией, блистающей небесными красотами. Одна ли с моею ваша мысль? Конечно, любовь Божия сравнений не имеет. Пред сею любовью всякий высокий ум смиряется и уничтожается всякая вещь. Нет богатее души, любящей всеобъемлющею любовью, и нет беднее души, уклоняющейся от Него. Марта 20-го, 1825 года

2. 70. Марии Петровне Колычевой

Все отпадет — любовь же отпасть не может. Ее только дознают одни истинные и верные христиане. Совершенное, бессмертное, в себе все заключающее — само существо любви выше всех вещей и глубже всякой глубины! Откуда же такой любви отпасть? Только чтоб мы сами не отпали от нее. Святой Павел познал ее и сказал (см.: Рим 8, 29): меня ничто не разлучит от любви Божией — ни высота, ни глубина! Это все объемлется любовью; любовь же не объемлется ничем. Эта любовь такая пламенная, что горы истаевают, камения распадаются и всякое огненное пламя и вещественная горячность при появлении ее смиряется и уничтожается. Она же есть мирная, тихая и приятная. Любовь сию совершенно засвидетельствовали великие мужи — мученики и жены-мученицы. Спаситель мира засвидетельствовал Свою любовь миру и всего Себя предал в пищу и питье алчущим и жаждущим Его. И сия любовь нам от Него дается. Так и мы друг другу обязаны любовью, любя более всего Господа Бога нашего. Словеса Господня разжжена, искушенна, очищена седмерицею (см.: Пс 11, 7). Внимающий слову Божию разгорается сердцем, искушается огнем, очищается любовью… Святая божественная любовь свела Господа с небес для спожития с нами, недостойными: приняв на Себя человечество, Он говорил с нами грешными и терпел все наши немощи и огорчения, любя нас.

2.199. Марии Петровне Колычевой

Сообщаю слово вашему сердцу. Вы ищите успокоить душу любезнейшего N. N. Сие очень достойное попечение вашего сердца удобно может приобрести Господу его душу. Бесспорно, что вы много понесли прискорбных болезней, которыми повсюду страдало ваше чувствительное сердце, и потому необходимы были вам дороги и посещения св. мест, где почерпаемая отрада была вам особенным воздаянием за ваши труды, и раны сокрушенного сердца целились присещением свыше от десницы призираюшего Бога. — Потом вновь вы обращались с вашею заботливостью и убеждениями к его сердцу: но занятия его по всяким обстоятельствам вновь отделяли исполнение ваших христианских желаний и глубоко опечаливали вас, как вернейшего друга, при нежном чувствовании вашем; и сколько раз вы ни применялись, все находили себе новые затруднения. Однако на этом еще не конец! По всему видно, сколь вы усердно продолжаете трудиться, чтобы найти и приобресть его сердце, — и это вам возможно!

Любовь покрывает множество грехов, как свидетельствует Писание, которое всегда питает вас; и сие есть истинная крепость души вашей… Теперь, что бы ни представлялось вам противного и прискорбного в друге вашем, все то покройте вашею любовью, что только относится собственно до вас; — перенесите последние тяжести и мирным сердцем, при мирном слове вашем, вы его обрящете: только да не уклонится сердце ваше от долготерпения. — Сколько раз нанесет он вам оскорбление, столько или более, в молчании смиренною молитвою испрашивайте ему у Господа милости — и сие истинно сбудется по вере вашей. И еще повторяю истинное слово: Мир Божий, превосходяй всяк ум, да обымет вас в мужественном терпении вашем! Благодушествуйте.

Христос посреди нас!

Марта 23-го, 1830 года.

2.201. Марии Петровне Колычевой

Болезнь моя наложила на меня молчание. Теперь слава Богу! Ваши истинные, от искреннего и верующего сердца благодеяния ценятся на небе, где, по жизни сей, будет вам праведное воздаяние.

Здесь же вам ныне настоит нужда: терпением и великодушием и над самыми жаждущими отъезда вашего одержать спасительную победу. Ежели оставить на несколько времени многими усилиями одержанное место, когда уже начатое приходит в некоторый порядок домашнего благоустроения, то после не к чему будет возвратиться вам, или увидите тогда предпринятые ныне труды ваши о благочестии произвольным отсутствием вашим уничтоженными и недействительными. Истинным словом говорю вам: когда душа его побеждается кротостью вашею, тогда вам более и более надлежит хранить в себе заповеданное смирение к его и вашему спасению.