Передаю вам слово души моей. Письма

3.46. К П. И. В.

Какую жизнь вести христианину? Этому научает та самая книжка святителя Тихона, которую вы единственно для сего и имеете, чтобы с приятностью ее прочитывать и по ней жизнь вести.

Пишет святой Златоуст, что любовь та, которая бывает ради Христа, крепка, постоянна и непреодолима, и ничто не может оную: ни клеветы, ни бедствия, ни смерти, ни иное что подобное; и хотя бы тако любящий тысящные за таковую любовь к нему приближающиеся видел печали, однако не отстал бы от нее. Любящий бо для того, чтоб его любили, если увидит какую неблагодарность, разрывает любовь; а ради Христа связанный любовью никогда не отстанет от нее; посему-то Павел говорит: любы николиже отпадает (1 Кор 13,18).

Поэтому сами видите, что всякое дело надобно делать с любовью и в славу Божию. Да поможет вам Господь с радостью исполнять Его святые заповеди! Они суть свет живущим на земле.

3. 86. Е. П.

Христос воскресе!

Радостным сердцем душевно вас поздравляю со всерадостнейшим праздником…

О, с какою радостью и внутренним весельем встречала дни сии вдовствующая Анна Ивановна, любезнейшая мать моя! Родная сестра моя Надежда от радости плакала и жалела, что мы еще оставлены бедствовать в жизни сей. «Ах, когда возьмет нас Господь к Себе?»— так говорила она с сердечным чувством, и мать наша, смотря на нас, сладко обливалась слезами, видя нашу преданность Господу.

Прошу вас никогда не сомневаться в моей искренности. Искренняя любовь о Господе ничем не отягчается; кто же гневается на доброе сердце, тот — не человек.

Даруй, Господи, и мыслить, и говорить, и делать все благоугодное пред Тобою. Я ленив и слаб — вот причины моего молчания пред вами… Будем молиться Господу: «Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое». Господи, даруй ми конец благий…

Прошу вас, не желайте мне здесь продолжения жизни, а только благоприятного окончания с должным покаянием. Простите; покойтесь в Господе.

3 апреля 1825 года

3. 102. К Е.Я.Т.

Соболезновать болезнующим и сострадать страждущим поистине приятно; и столь же больно видеть страждущего, что, казалось бы, лучше самому, взяв на себя болезни другого, болеть, и страдать, и душевно радоваться, представляя себе облегчение другого. Любезное радование сердца не дает чувствовать всю болезненную тяжесть.

Во время самой жесточайшей моей болезни в Одессе, лишь только я услышал, что идет посетить меня К., сердце объялось радостью и я забылся: сел на ложе свое, как неболящий, и с той минуты оставил смертный одр. Вот как действует любезное радование сердца на чувства страждущего и на самую смертную болезнь! Тогда я был отчаянно болен, и уже окружающие меня ожидали последней минуты моей и преселения в вечность…

Видно, трава зверобойная не принесла вам пользы при однократном употреблении. Ах! возлюбленная сестра, обратимся, по учению апостольскому, к лучшему и спасительнейшему врачеванию: призовите священников, пособоруйтесь святым маслом и, по приобщении Святых Тайн, по вере вашей, можете милостью Божией получить душевное и телесное исцеление. Усердно желаю вам здоровья, благодарящий о Господе,

ваш брат Егор

3 сентября 1825 года