Передаю вам слово души моей. Письма

1.185. К Т. С.

Матушка! Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти, и всех призывает на упокоение — всех труждающихся и обремененных: да примет грядущих к нему верою и любовью, но не по принуждению. Господу угодно каждой души свое произволение, да исполняют люди, при помощи Господней, заповеди, данные Богом, и исполняя их, да спасутся. Слово Божье да водворяется в сердцах наших, оживотворяющее и обновляющее нас. — Господь видит наше сердце и жертву усердия вашего об имени Его. Да воздаст он вам по прошению вашему во славу имени его. Святой Ангел хранитель да хранит вас от уныния. Вашему семейству — покров Матерь Божья. Мир вам и благословение буди Господом нашим Иисусом Христом. 5-го Августа, 1829 г.

2.11. Марии Петровне Колычевой

Верующим о Господе «вся возможна». И где есть изволение, там не постоит сопротивление. Хотя одна слеза падет от искреннего вашего сердца на место освященное, то милостивым на сие призрением Божиим может связаться премирною любовию весь дом ваш. И тогда с веселым сердцем и обрадованною душою непременно вам надлежит ехать в Киев с благодарностью и с живейшим чувствованием к Печерским святым угодникам.

Сущею над всеми Истиною — Иисус Христом умоляю вас никогда никак не предаваться человеку паче Бога. Сколько бы ни преимуществовал человек, однако всегда должно разуметь его человеком, имеющим свои немощи.

Не подумайте, чтобы я ослаблял вашу к Д… О… доверенность, — нет, я готов к утверждению оной, но только должно нам основываться на слове Божием и говорить согласно с совестью, которая имеет быть точным свидетелем и тогда, когда все соборы Ангелов и человеков предстанут Страшному Суду Христову! Чистая Истина нас освобождает от слепой приверженности и соединяет в святой любви своей так верно, крепко и постоянно, что без малейшего сомнения, где бы мы ни находились, навсегда остаемся единомысленны. Но как о себе ничесоже можем творити, то и предаемся Промыслу Божию. Истинное житие наше не здесь, но на небесех есть, как святой апостол Павел изъясняется. Ежели меня кто-либо удостоит за истинное исповедание презрения, то сим уничижением, как бесценным знаком, сблизит меня с высочайшим смирением Иисуса Христа. Ах! кто может изъяснить сию неизъяснимую радость, когда Сам Спаситель приходит и укрепляет, говоря сердцу: «не бойся! Аз есмь с тобой!!!» Такового посещения удостоиваемы были святые мученики и мученицы.

Милую псаломскую книгу, приятную душе моей, я усердно целую при всяком пении: таковая к ней любовь моя Евангелием и Апостолом утверждается в сердце моем.

2.15. Марии Петровне Колычевой

Сердце, соучаствующее в болезнях и оскорблениях, нередко наносимых от невидимых сопротивников нашего спасения, имеет самонаивернейшую надежду предаваться Промыслу Божию, чтобы ни прилучилось; ни малейшего нет сомнения в этом, что все Господь устрояет во благо, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин 1, 3). Нет более несчастия, как противиться Божию изволению или роптать на судьбу Его. Что определено по Его предведению, то исполнилось, исполняется и имеет исполниться… Очень нужно всегда обращать совершенное внимание на свое сердце и видеть его уклонение… Человеческое всегда всякому подлежит суду и изменению, — но Божие никогда! Чистой любви пламень Растопляет камень… Июля 6-го, 1824 года

2.25. К М.П. Колычевой

«Покойтесь в Господе». Это заключение письма вашего есть непреложным свидетельством нашего единомыслия. Не может мир успокоить сердце, не принадлежащее миру: тщетны старания и мертвы способы людей, служащих суетному корыстолюбию: ибо во всех и вся вседействует Господь Вседержитель; и кто дерзнет противиться его изволению! За сие возгорается гнев Его. Он же, кого хочет, живит, и кого хочет- мертвит; небо и земля полны есть величествия славы Его. Можем ли мы любить столько из ближайших наших любезнейших сердцу, сколько всех нас любит Господь? Сердце, призываемое в свободу, освобождается от рабства страсти, которою связан мир, если оно не озирается вспять к навыкам мира. Промысел Божий непостижим! Мы все спасаемся верою, в истине доказываемою свойственными вере делами. — Ведь в сию минуту смотрит Бог на сердце наше, в какой оно надежде и уповании, и любезно ли покоряется Его Святому Промыслу? и не ропщет ли на дела Всепровидящего? Когда Господь прекращает жизнь праведного, то делает сие к его успокоению; а когда лишает жизни грешника, то к всеконечному прекращению могущих усугубиться грехов его. Повсюду Промысел Божий свят, и вся тварь послушна Ему, небо и земля, и исполнение ее. Сентября 7-го, 1824 г.