Передаю вам слово души моей. Письма

Вы пишете, что хотите любить, да не умеете. Любовь сама научает нас люблению. Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим 8, 28) — любовь в сердце, как солнце на небе: светит, радует и веселит; и, как вода объемлет рыбу, так любовь объемлет всего человека. Не любовь ли, превысшая небес, проникла на землю и, по всему совершенно, кроме греха, уподобившись человеку, любезно призывает нас в объятия свои: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф 11,28)! Вот что Иисус Христос заповедует ученикам Своим: новую заповедь даю вам: да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите друг друга (Ин 13, 34). Имеяй заповеди Мои и соблюдаяй их, той есть любяй Меня (Ин 14, 21) — вот свидетельство истинной любви!

Любовь есть свет, освещающий путь в блаженство вечное. Поистине тот слеп, кто не имеет сего света — любви, и все те, которые без любви ходят, — в ночи бродят и блуждают, и не видят, к какому пагубному концу идут. Хотя бы они и все науки прошли и всеми языками говорили — всё тьма. Припомните свидетельство того, кто был восхищен до третьего неба: что он сказал о силе любви? Без любви все дела ничто. Любите же и вы Господа так, как и Он возлюбил вас. Любовью отпущаются долги и покрывается множество грехов.

Ноября 30-го, 1834 года

2.298. Екатерине Васильевне Даниловой

Господи, просвети тьму сердца моего, да разумею волю Твою.

Не поставляйте вы себя у мрачной могилы: вы в ней ничего не можете видеть; и не думайте того, что в ней все уже оканчивается. Такая философия есть ухищрение лжеумствователей, не познавших ни себя, ни Бога. Нет, нет! Могила не вместит вашей души, а только одно тело, оставленное душою, — и то до будущего, известного всем общего воскресения мертвых; гроб и могила не конец нашего существования. В том ни малейшего нет сомнения, что будет Божий суд и каждому человеку, мужу и жене, праведное воздаяние; гроб и могила не покроют от суда Божия мужа-грешника, не покаявшегося и не испросившего здесь у Господа вечной милости.

Конечно, любовь только может покрывать множество грехов — и покрывает… Откуда это, что мы чувствуем радость, когда говорим и внимаем о любви?

Когда вы пьете горячий чай, тогда помыслите:

Как огнь в воде, Так любовь в душе! Она ее объемлет, и греет, и живит, И, радуя собою, приятно веселит.

Но если чашка с чаем постоит не прикрыта, то скоро, скоро остынет: подобно сему и любовь, не хранимая внутри души и не прикрытая смирением, возвращается к себе, — и сердце простывает…

Вот и еще пристойное уподобление:

Ты — уголь, человек; Бог — пламень твой и свет. Ты черен и студен, — в тебе коль Бога нет!..

Нам очень приятно повторять, что Бог есть Любовь! Следовательно, любовь непостижима; она превышает все сотворенное; она все объемлет; но сама, как свет, никак не объемлется, а только, снисходительно к нашим чувствам, познавается в нас одно ее присутствие; когда мы храним ее, она лобзает нас светом истинным, и погружающихся в нее неизреченно радостотворит, восхищает и утешает веселием вечным…