Передаю вам слово души моей. Письма

О сих всегдашняя память и верное размышление отвращают от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает во оный век. По смерти суд Христов следует, на котором человек или прославится, или постыдится. По суде две дороги откроются: одна во ад, которою поженутся грешники нераскаянные; другая — в Царство Небесное, и пойдут тою праведнии и святии. Собранны Господом обратятся, и приидут в Сион с радостию; и радость вечная над главою их (Ис. 35, 10). И идут сии (грешники) в муку вечную: праведницы же в живот вечный (Мф.25, 46). О сих размышление есть истинная христианская философия, которая научает не натуру вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать и сердце обращать от видимых к невидимым и от временных к вечным. Помни последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир 7, 39). Рассуждай, что краткая греха есть сладость, но вечная горесть последует. Грех, как совершается, несколько услаждает, но, сотворенный, горесть вводит, совесть уязвляет, душу оскверняет и к вечной муке ведет.

Подлость и мерзость греха да отвратит христианина от греха: яко он есть семя и плод диавольский, яко исперва диавол согрешает (1Ин 3, 8). Нужно также и о христианском благородии рассуждать, которое есть великое, высокое, превознесенное и непостижимое. Быть сыном Божиим, иметь общее со Отцем и с Сыном Его Иисус Христом (1 Ин 1, 3; 3,1); быть храмом Духа Святого, жилищем Духа Христова (1 Кор 6, 15, 19) коль велико есть! Какая честь, слава и благородие человеку больше сего может быть? Вся слава и честь царей и князей уступает тому, как тьма свету. Но того лишается христианин через грех.

Бог свет есть, и тьмы в нем несть ни единой. Аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тме ходим, лжем и не творим истины (1 Ин 1, 6). Смерть Христова и ужасное Его за грехи наши страдание сильно есть отвратить христианина от греха. Что Христу горесть и мучение соделало, тем ли тебе услаждаться? Да не будет!

1.25. К Н.Н.

Помните, что Бог говорит хотящим спастися: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк21,19).

Читайте Апокалипсиса главу 2-ю, 3-ю, 7-ю от ст. 9 до конца, главу 19-ю, 20-ю, 21-ю и 22-ю. Там открывается блаженство вечного живота и радость, торжество и слава избранных Божиих в будущем веке. Христос глаголет: се гряду, яко тать: блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит: и узрят срамоту его (16,15).

Терпите все, что ни приключится, да в вечном животе прохладу получите; а за родителей своих прилежно молитеся Богу, да помилует их.

В подкрепление ваше при обуревании малодушия, пишу, что одному на сей неделе в нашем монастыре послышалось: когда он в самую полночь забылся, только легши спать, ему послышалось такое пение над ним, что сердце его от радости и сладости, как воск, таяло, и как только окончилось пение то, он проснулся и ту радость и сладость чувствовал еще в сердце своем, которая несколько времени была у него и скоро от него отошла; а потом нашла на него великая печаль, что та радость отошла от него.

Рассуждайте вы сие и своей братии о Христе сообщайте. Бог нас и здесь не оставляет без утешения — то как много утешит в будущем веке! Терпите убо все и тщитеся во всем Христу угождать.

Ваш доброжелатель и слуга, Т. Е. В. и Е.

1.27. Брату о Господе

Выписал и размышляю (то же представляю и любезному брату моему):