Передаю вам слово души моей. Письма

Ноября 4-го, 1832 года

3. 175. К А.Т.Б.

„Не слушать, что помысел глаголет, но что Бог обещает; хотением не хочу смерти грешника (Иез. гл. 18 ст. 23 и 32), и снова: идеже умножится грех, преизбыточествует благодать (Рим. гл. 5. ст. 20), и прочим утешительным Божиим обещаниям внимать". (Это я вам передаю из книги Святителя Тихона). К сему подвигу и терпеливой надежде увещевает Пророк: потерпи Господа мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26, ст. 14), и милостью Божией обнадеживает: терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9, 19); а себя во образ представляет: терпя потерпел Господа, и внял мне, и услышал молитву мою (Пс. 39, 2); и паки верую видеть благое Господнее на земли живых" (Пс. 26, 13).

§ 232 „При сем должно примечать оное Псалмопевца слово: уповай на Господа и твори благостыню (Пс. 36, 3), которое слово показывает нам, что уповающему на Бога должно благое творить, последовать воле Божией, а не своей. Напрасно тот надеется на Бога, который противится Богу. Чает от Бога милости, который не престает Его раздражать нераскаянным нравом; напрасно руки простирает и очи возводит к Богу, который сердцем от Него отвращается и обращается к мамоне, серебру и злату, нечистоте и прочим бездушным божкам. Бог же есть избавитель Своим, а не чужим, т. е. не противникам Своим. Господь крепость людям Своим даст, глаголет Псалмопевец, а не чужим (Пс. 28, 11). Волю боящихся Его сотворит, а не небоящихся, и молитву их услышит — боящихся, — и спасет их, а не небоящихся (Пс. 144, 19). Не боятся же Бога, которые бесстрашно закон Его нарушают с дерзновением. Таковых воли не сотворит, так как сами они воли Его не творят. И молитвы не услышит, так как сами не хотят Его слушать и каяться: но снова лицо Господне на творящих злое, если потребит от земли память их (Пс. 33, 17). Услышал в Вавилоне трех отроков и от огня избавил почитающих Его, не отдавших чести его образу златому. Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем и не поклоняются гордости мира сего, как высокому и позлащенному идолу, которого князь тьмы и мира сего поставляет к бесчестию имени Божия и погибели человеческой. Таковых, глаголю, которые не страсти свои, не золото и серебро, создание Божие, но Создателя почитают и покланяются, слушает и в разожженной искушения печи прохлаждает, утешает и увеселяет благодатью Своею; влагает во уста их пресладкую благодарения песнь: Благословен еси Господи, Боже отец наших, и препетый и превозносимый во веки." (Дан. 3, 52 и проч.).

§ 233. „Слушает и грешников, но перестающих грешить и кающихся. Услышал Манасию, царя Иудина, но со смирением исповедывающего грехи свои и оставившего мерзости свои (2 Пар. 33, 15). Услышал Ниневитян, но проповедью Иониною покаявшихся (Ион. 3, 10). Услышал Закхея, но смирившегося и кающегося (Лук. 7, 37, 38). Принял блудного сына, но оставившего чуждую беззаконную страну и возвратившегося к Нему со смирением и покаянием: Отче! согрешил на небо и пред тобою, и уже не достоин нарекаться сыном Твоим: сотвори мя, яко единого от наемник Твоих (Лук. 15, 17 и—24). Грешник же до тех пор грешник есть, пока грешить не перестанет, и живет в бесстрашии; а когда отстанет от грехов и о грехах кается, уже Божией благодатью к числу праведных присоединяется. Поэтому и грешникам таковым не должно упования своего отлагать, но без сомнения ожидать милости Божией о Христе Иисусе, который придет в мир грешные спасти" (1 Тим. 1, 15. Лук. 19, 10).

Теперь, кажется, довольно нам к размышлению объявил Святитель Христов Тихон; и кто бы, в каком звании и состоянии ни находился, всякому подвиги разные по его вере, силе и возможности, но путь один, ведущий нас чрез временные скорби в жизнь вечную. — Я из немощнейших последний прошу вас вспомоществовать мне вашими ко Господу смиренными молитвами, и тем сопутствовать, чтобы непременно достигнуть нам Божией милостью вечной жизни. Прошу вас усердно, здесь потрудитесь ради Господа… Что делать! Хотя и трудно и прискорбно, но временно; а временное все сокращается как одна минута.

Словом жизни, словом света, словом Божиим во всякое время скорби да утешается страждущее ваше сердце!

Марта 3-го, 1833 г.

3. 183. К А.Т.Б.

Когда горящая свеча вносится в темную комнату, тогда освещается комната и все в ней видно нам: так и живое слово Божие в унылой душе гонит тьму и открывает путь, по которому идти ей в горнее, от дольнего уныния — в радость вечную. Спасайтесь в заповедях Господа и Бога нашего Иисуса Христа, возлюбленная сестра о Господе. Усердно желаю вам спасительного терпения: оно есть дар, ниспосылаемый от Господа просящим Его. Сам Господь заповедал нам просить у Него всего нужного для души, чем самым мы убеждаемся просить непрестанно, пока не примем просимого; и что Он обещал молящимся, то непременно даст; и что обещал воздать каждому по делам его, то непременно воздаст. — Будет суд, будет и воздаяние; и пойдут сотворившие благое в жизнь вечную, а сотворившие злое в муку вечную. Здесь никакие обстоятельства, ни скорби, ни теснота, ни самая смерть не могут совершенно воспрепятствовать душе, жаждущей угождать Богу, душе любящей Бога, душе чающей воскресения мертвых и жизни будущего века. Душе верующей в Бога и прилепляющейся к своему Творцу, а не к твари, всякий грех мерзок; она им гнушается, отвращается и бежит от него, как от смертоносной язвы. — Видно из Четьи-Минеи, как самые злые грешники, познавши грехи свои и страшный суд Божий, возненавидели сами себя, обратились к Богу с такою горячею преданностью, что, наконец, удостоились Божиею милостью совершенного прощения и освящения; из черных душою стали белейшими паче снега, из грешников великих великими святыми. Когда они шли лицом на запад, тогда были темны; а когда обратились на восток, тотчас и просветились от невещественного Солнца — Христа; смирились до самой ничтожной пылинки, возрыдали и обрели милость Божию и научили нас своим примером, что никак не должно отлагать покаяние день за день. Внезапно приходит смертный час и застает суд душу неготовую: — вот это поистине неожиданная напасть! Не напрасно заповедал Господь: бдите и молитесь да не войдите в напасть!. И сколько есть еще напастей вражеских, кроме сей последнейшей и ужаснейшей? Никаким числом исчесть не можно…

Января 19-го, 1834 г.