«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
5. О святости Церкви
«Святой», значит выделенный, отрезанный, не людям, но Богу принадлежащий. Слово «святой» принято понимать в смысле безгрешности потому, что, прилагалось всегда к Богу, а Бог безгрешен.
Что слово «святой» не означает «безгрешный» это видно изназвания святыми предметов, которые не могут грешить:
«Место святое» (Иис Нав. 5, 15).
Храм святой .(Пс.5, 8).
гора святая (Псал. 47, 2; 2 Петр. 1, 18).
вода святая (Числ. 5, 17).
елей святой (Псал. 88, 21).
день свят (Неем. 8, 9).
Эти предметы называются святыми в смысле выделенности их из ряда подобных себе предметов особыми явлениями Божьими, особыми событиями и священнодействиями. Так и Церковь есть религиозное общество, выделенное из всех религиозных обществ особыми преимуществами и целью. Поэтому Церковь и называется святою, но не потому, что все члены Церкви безгрешны, как думают сектанты.
Безгрешных нет:
Господи, «Ты един свят!» (Откр. 15, 4).
«все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2).
«если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя и истины нет в нас» (1 Иоан. 1, 8).
Спаситель научил всех христиан молиться Богу Отцу: «прости нам грехи наши» (Лук. 11, 4).
В Писании святою именуется и Церковь ветхозаветная, а это не означало безгрешности евреев, а лишь свидетельствовало, что общество израильское выделено из всех обществ и народов:
«Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его. Израиль владением Его» (Псал. 113, 1-2).
Господь говорил Израилю: «вы будете у Меня царством священников, народом святым» (Исх. 19, 6).
«будете у Меня людьми святыми» (Исх. 22, 31).
«ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7, 6).
Святой именно означает не безгрешный, но выделенный, отделенный:
3латоуст говорит: «свят Израиль Господу», то-есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147).
В Ветхом Завете не было никого безгрешного:
«Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть Праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» (Иов. 15, 14-16).
Церковь Христова свята, т.е. выделена из всех обществ. Об этом выделении ее пророчествовалось в Ветхом Завете: