«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Сектанты говорят: Тит, 3, 4: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости.

Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» (4 ст.), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем (1 Кор. 15, 1-2), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви.

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого - отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании - несообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоревчивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних-ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 9-13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1 Тим,-1,19-20; 2 Тим. 2, 16-18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Св. Причастия (1 Кор. 11, 21), а также грешили даже до незнания Бога (1 Кор. 15, 34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Св. Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2 Тим. 2, 16-18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит. 3, 10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (11 ст.).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1 Кор. 4, 5; 1 Кор. 11, 31-32; 2 Кор. 10, 7, 17, 18; Рим. 14, 2, 10, 12, 13; Иак. 4, 12; Иак. 2, 13; Гал. 6, 1, 2-5.

6. Христианский пост

Средства достнжения совершенства

Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено:

1) Пост есть совершенное воздержание от пищи:

Господь показал пример такого поста в пустыне (Мф. 4 гл.).

Так же Моисей постился (Исх. 34, 28).

Ниневитяне постились, и Господь одобрил их (Ионы 3 гл.; Матф. 12, 41).

Ап. Павел - «три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9, 9).