«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Средства достнжения совершенства
Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено:
1) Пост есть совершенное воздержание от пищи:
Господь показал пример такого поста в пустыне (Мф. 4 гл.).
Так же Моисей постился (Исх. 34, 28).
Ниневитяне постились, и Господь одобрил их (Ионы 3 гл.; Матф. 12, 41).
Ап. Павел - «три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9, 9).
2) Пост есть воздержание от известного рода пищи:
«Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкуснаго хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» (Дан. 10, 2-3).
3) Пост есть воздержание от брачного ложа:
Муж и жена, «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
4) Пост есть время особенных дел милосердия:
«Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте... Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Совершенно такого же содержания и православные стихиры, так как они составлены по указанной главе 58-й пророка Исаии (Исаии 58, 3-4. 6-7: Стихиры в среду 1-й недели Великого поста; в понедельник 2-й недели; в понедельник 1-й недели).
Цель поста:
а) убиение страстей и похотей.
«страдающей плотью перестает грешить» (1 Петр. 4, 1).
«Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).
б) приучение к воздержанию и умеренности.
в) приготовление к загробной равноангельской жизни: «Ибо Царствие Божие не пища и питие» (Рим. 14, 17).
Кто не постится, тот погиб:
Таких людей «конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Филип. 3, 19-21).