Преподобный ИУСТИН (Попович)-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ -И ЭКУМЕНИЗМ-Оглавление:-Часть 1. Православное учение о Церкви-Введение-Православное

Апостолы, пророки, учителя, епископы, священники, миряне, — составляют одно тело — Тело Церкви. Все нужны каждому, и каждый нужен всем. Всех их связывает в одно соборное Богочеловеческое Тело — Дух Святой, Соединитель и Устроитель Церкви. Верховный закон Богочеловеческой соборности в Церкви: каждый служит всем и все — каждому, каждый член живет и спасается помощью всего Тела Церкви, посредством всех членов Церкви: и земных, и небесных; вся жизнь христиан есть не что иное, как жизнь "со всеми святыми" в Духе Святом и Духом Святым; непрестанное служение, непрерывное богослужение всем сердцем, всей душой, всем умом, всем существом. Дух Святой живет в христианах таким образом, что участвует во всей их жизни: они Им ощущают и себя, и Бога, и мир; они Им мыслят и о Боге, и о мире, и о себе; все, что делают, Им делают: Им молятся, Им любят, Им веруют. Им действуют, Им спасаются, Им освящаются, Им соединяются с Богочеловеком, Им становятся бессмертными (ср. Рим. 8, 26-27). В действительности, в Богочеловеческом Теле Церкви весь подвиг спасения осуществляется Духом Святым. Он Тот, который нам в Иисусе открывает Господа; Он Тот, который через веру вселяет господа Иисуса Христа в сердца наши; Он Тот, который посредством святых таинств и святых добродетелей соединяет нас со Христом; Он

Тот, который наш дух настолько соединяет со Христом, что мы становимся "одним духом с Господом" (1 Кор. 6, 17); Он Тот, который нам по Своему Всемудрому Божественному Промыслу разделяет и раздает божественные дары; Он Тот, который нас утверждает и совершенствует в Своих дарах (1 Кор. 12, 1-27); Он Тот, который нас через святые таинства и святые добродетели соединяет со Христом и со Святою Троицею, так что мы становимся Их частью. И еще: Он Тот, Которым в человеческом мире осуществляется все, что Христово, все Божественное домостроительство спасения, ибо Он является душой Богочеловеческого Тела Церкви. В этом и заключается причина того, что и жизнь Церкви как Богочеловеческого Тела Христа началась с сошествия Духа Святого и вовек продолжается Его пребыванием в ней, ибо Церковь является Церковью только Духом Святым. Отсюда и Богочеловеческое благовествование святого и богоносного отца Церкви, Иринея Лионского: "Где Церковь, там и Дух Божий, а где Дух Божий — там и Церковь, и всякая благодать".

Но при всем этом никогда не нужно забывать того, что все, что мы, христиане, имеем от Духа Святого, а также и самого Духа Святого, — все это совершается ради чудесного и человеколюбивого Спасителя нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, ибо "Его же ради и Дух Святый в мир прииде" (Акаф. Сладчайшему Господу Иисусу Христу; ср. Ин. 1б, 7-17; 15, 26; 14, 26). Его ради Он и продолжает Его спасительное Богочеловеческое дело в Церкви. Ибо если бы Господь Иисус Христос, воистину "Единый Человеколюбец", не пришел в наш земной мир и не совершил бы великий человеколюбивый подвиг спасения, то и Дух Святой не пришел бы в наш мир.

С явлением Господа Иисус Христа в наш земной мир и через Его Богочеловеческое домостроительство спасения все Божественное стало человеческим, земным, нашим, и это есть наше "тело", наша самая непосредственная действительность. "Слово стало плотью" — человеком (Ин. 1,14), и этим люди получили самый большой и самый драгоценный дар, который только Бог любви может даровать. Что это — ''дар Христов" (Еф. 4, 8)? Все, что Господь Иисус Христос как Богочеловек принес миру и совершил ради мира. А принес Он "полноту Божества", чтобы люди участвовали в ней как в Его даре, жили бы в ней и ею, и исполнили бы себя "всякой полнотой Божества" (Еф. 3,19; 4, 8-10; 1, 23; Кол. 2, 10). И еще даровал Он людям Духа Святого, чтобы они с помощью Его благодатных сил вселили бы в себя полноту Божества. А все это составляет главный дар Богочеловека Иисуса Христа миру, великий дар — Церковь. И в ней все дары Бога в Троице. Вся эта "благодать дана каждому из нас по мере дара Христова" (Еф. 4, 7). Но от нас зависит, от нашей веры, любви, смиренномудрия и остальных подвигов — насколько мы воспользуемся и примем этот дар и насколько будем в нем жить. По безмерному человеколюбию Своему Господь Иисус Христос всем и каждому оставил всего Себя, все Свои дары, все Свои совершенства, всю Свою Церковь. Насколько человек войдет в Церковь, станет частью Церкви, соединится со Христом и станет Его частью, настолько он имеет часть в Его дарах. А главный Его дар — это жизнь вечная. Потому Апостол и благовествует: "Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6,23).

В Богочеловеческом Теле Церкви присутствует вся благодать Бога в Троице, благодать, которая спасает от греха, смерти и диавола, возрождая, преображая, освящая нас, соединяя нас со Христом и Троическим Божеством. Но каждому из нас дается благодать "по мере дара Христова". А Господь Иисус Христос отмеряет благодать по труду нашему (1 Кор. 3,8): по труду в вере, в любви, в милосердии, в молитве, в посте, в бдении, в кротости, в покаянии, в смирении, в терпении и в остальных святых добродетелях и святых таинствах евангельских. Провидя Своим Божественным Всеведением, как кто из нас использует Его благодать и дары, Господь Иисус Христос раздеяет Свои дары "каждому по его силе": одному дает пять талантов, другому — два, третьему — один (ср. Мф. 25,15). Однако от нашего личного труда и умножения Божественных даров Христовых зависит наше место в животворящем Богочеловеческом Теле Христовом — Церкви, которая простирается от земли и выше всех небес над небесами, Насколько полнее человек живет полнотой Христовой благодати, настолько больше даров Христовых в нем и настолько обильнее произливаются на него как на причастника Христова Богочеловеческие силы Церкви Христовой, тела Христова, — силы, которые нас очищают от всякого греха, освящают, обожают, соединяют с Богочеловеком. При этом каждый из нас живет во всех и ради всех, поэтому радуется дарам своих братьев, когда они больше его собственных.

Ради осуществления Церковью вечного плана Троического Божества о роде человеческом Господь Иисус Христос дал Церкви и Апостолов, и пророков, и Евангелистов, и пастырей, и учителей (Еф. 4,11). Он их "дал" Церкви, а им даровал все потребные Богочеловеческие силы, с помощью которых они и являются тем, что есть. Дары различны, но один Господь, Который их дает, и один Дух, Который их соединяет. Апостол тем Апостол, что живет, мыслит и действует Богочеловеческой благодатию апостольства, которую получил от Господа Иисуса Христа; то же самое и Евангелист и пастырь, и учитель тем являются, что первый из них живет, мыслит и действует Богочеловеческой благодатию благовествования. второй — Богочеловеческой благодатию пастырства, а третий — Богочеловеческой благодатию учительства, которую получили от Господа Иисуса Христа (ср. 1 Кор. 12, 28, 4, 5. 6, 11; Еф 2, 20). Ибо Господь Иисус Христос есть и апостольство Апостола, и пророчество пророка, и святительство святителя, и вера верующих, и любовь любящих. Кто такой Апостол? Служитель Церкви. Что такое апостольство? Служение Церкви. Так это, "по Божию домостроительству", спасение (Код 1, 25). Таково Богочеловеческое домостроительство спасения мира, ибо спасение есть служение Церкви. Покорность Господу Иисусу Христу во всем из любви — вот верховный закон богочеловеческой жизни в Церкви.

Для чего Господь дал святых служителей? — Для дела служения, "для созидания Тела Христова" (Еф. 4,12). В чем состоит дело служения? — В созидании Тела Христова, Церкви. В этом святом деле Господь вождями и руководителями поставил исключительно святых людей. А христиане? Все христиане призваны освятить самих себя посредством благодатных сил, которые им даются через святые таинства и святые добродетели.

Как осуществляется "созидание Тела Христова"? Увеличением численности членов Церкви: каждый христианин святым крещением встраивается в Тело Христово, Церковь, становится ее сопричастником (Еф. 3,6), и так происходит увеличение, рост и созидание Церкви. Боговдохновенный Апостол говорит, что христиане суть "живые камни", из которых устрояется Дух духовный — Церковь (1 Петр. 2, 5). Но есть еще и другой путь созидания Тела Христова: он заключается в духовном возрастании, совершенствовании, созидании членов Церкви — причастников Тела Церкви. Над созиданием Тела Церкви трудится каждый член Церкви, неся какой-либо евангельский подвиг. Ибо всякий подвиг встраивается, врастает в Церковь, и так растет ее Тело. Растет оно нашей молитвой, нашей верой, нашей любовью, нашим смирением, нашей кротостью, нашим милосердием, нашим молитвенным состоянием, — растет оно всем тем, что евангельское, что добродетельно, что христолюбиво, что христоподобно, что влечет нас ко Христу. Мы духовно растем Церковью, а тем самым и она растет. Поэтому "все да будет к созиданию" (1 Кор. 14,26), к созиданию Церкви Христовой, ибо все мы призваны устрояться в жилище Божие Духом (Еф. 2, 22), Кто суть христиане? "Вы Божие строение" (1 Кор. 3, 9). Каждым своим благодатным даром, каждой своей добродетелью, каждым своим подвигом христианин "Церковь созидает" (ср. 1 Кор. 14, 4, 5, 12, 26). Все мы возрастаем к небу Церковью, и каждый из нас возрастает всеми, и все — каждым. Поэтому и ко всем, и к каждому относится это благовествование и заповедь: "Пусть растет тело (Церкви) для созидания самого себя в любви"(Еф. 4,16), А созидательная сила — это святые таинства и святые добродетели, на первом месте -- любовь: "любовь созидае, строит, назидает" (I Кор. 8,1).

Какова цель созидания тела Христова и нашего духовного возрастания в нем? — Да "все достигнем": 1) "в единство веры и понания Сына Божия"; 2) "в мужа совершенного"; 3) "в меру полного возраста Христова".

1) К единству веры и познания Христа можно придти только в единении "со всеми святыми" (Еф. 3,18), только соборной жизнью "со всеми святыми'', под верховным руководством святых Апостолов, пророков, Евангелистов, пастырей, отцов, учителей. А ими свято руководит Дух Святой, от Пятидесятницы и далее, через все века, вплоть до Страшного Суда. Дух Святой и есть Тот "один дух" в теле Церкви (Еф. 4,4). В Нем и от Него и существует "единство веры и познания Сына Божия", Господа нашего Иисуса Христа. Вся истина апостольской, православной веры во Христа и познания Христа находится в Духе Истины, который и вводит нас в эту истину, одну и единственную (ср. Ин. 16, 13; 15, 26; 14, 26). Он наше переживание Христа соединяет с соборным сердцем Церкви и наше познание Христа с соборным познанием Церкви. Тело Церкви одно и имеет "одно сердце" и "одну душу"(Деян. 4, 32). В это единое сердце, соборное сердце Церкви и в эту единую душу, соборную душу Церкви, - входим мы и с ними соединяемся благодатным действием Святого Духа, смиряя ум свой перед соборным умом Церкви, дух свой — перед Святым Духом Церкви, И так мы созидаем в себе непреходящее чувство и сознание того, что мы имеем одну и ту же веру в Господа Иисуса Христа со всеми святыми Апостолами, пророками. отцями и праведниками — имеем одну веру и одно знание о Господе.

Вера в Господа Иисуса Христа и знание о Нем представляют собой существенное, неразделимое единство. И эти два едины в Церкви, и даются Духом Святым за смиренные подвиги и прежде всего за смиренномудрие. "Единство веры — это значит: быть единым в догматах веры. Точно так же—и единство познания".

Святой Златоуст: "Единство веры означает: когда бы мы все имели одну веру. Ибо это и есть единство веры, когда все мы суть одно и когда все мы одинаково понимаем этот союз. А пока этого нет, ты должен трудиться над достижением этого, если получил дар наидания других. А когда все одинаково веруем — это и есть единство веры".8 Блаженный Феофилакт пишет: "Единство веры означает, все имеем одну веру, не расходясь в догматах и не имея между собой раздоров в жизни, Единство веры и познания Сына Божия истинно, когда православно исповедуем догматы и живем в любви, ибо Христос есть любовь"9.

2) Достигнуть в "мужа совершенного". Но что это такое — совершенный человек? Пока Богочеловек Иисус Христос не явился на земле, люди не знали ни что такое совершенный человек, ни кто это. Человеческий дух был не в состоянии представить себе образ совершенного человека ни как замысел, ни как идеал, ни тем более как действительность. Отсюда происходили только блуждания в поисках идеального человека и у таких выдающихся мыслителей рода человеческого, как, например, Платон, Сократ, Будда, Конфуций, Лао Цзы и др. дохристианских и нехристианских искателей идеального, совершенного человека. Только с появлением Богочеловека в человеческом мире люди узнали, что такое совершенный человек, ибо Его видели в действительности, между собой. Для человеческого сознания нет больше сомнений: Иисус Христос — вот совершенный человек Что касается истины, она вся в Нем и настолько вся в Нем, что вне Его и нет истины, ибо — Он Сам — Истина; что касается Справедливости, она также вся в Нем и настолько вся в Нем, что вне Его и нет Справедливости, ибо Он Сам

— Справедливость. И все самое лучшее, самое возвышенное, самое Божественное, самое совершенное, — все это осуществилось в Нем, Нет такого блага, которое бы человек, пожелав, не нашел в Нем. Точно также нет и греха, который бы христоборец, выдумав, мог найти в Нем. Он весь без греха и полон совершенств, и потому Он — совершенный человек, идеальный человек. Если не так, то покажите другого, который бы был хотя бы приблизительно подобен Ему. Но разумеется, такого человека никто не может показать, ибо в истории его не существует.