Преподобный ИУСТИН (Попович)-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ -И ЭКУМЕНИЗМ-Оглавление:-Часть 1. Православное учение о Церкви-Введение-Православное

Это литургическое и евхаристическое "воспоминание" напоминает весь Богочеловеческий подвиг спасения мира, совершенный Господом Иисусом Христом. По боговдохновенному слову святого Иоанна Дамаскина: "Совершение этих Святых Тайн (на литургии) исполняет все духовное и сверхестественное домостроительство воплощения Бога Слова" ("О Пречистом Теле"). Это святоевхаристическое "воспоминание" представляет собой всецелое предоставление нам Господа Иисуса Христа во всей полноте Его Богочеловечества, и ничто новозаветное не преподает нам в такой полноте Господа Иисуса Христа, как Святая Евхаристия и Святое Причастие, которые преподают Его нам всецело:

Вечного, Всеживого, Вездесущего и Всеживотворящего и всегда Того же ~ "вчера и сегодня, и вовеки" (Евр. 13, 8), Через Святое Причастие мы переживаем весь Богочеловеческий подвиг спасения как свой, и прежде всего Его спасительную смерть и воскресение. ибо они полностью вводят нас в самое сердце и в самую вечность Богочеловеческого спасения. Поэтому святой Апостол говорит: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11,26).

Тело воплощенного Господа Иисуса Христа, которое Он обрел от Пресвятой Богородицы и уха Святого, и Его Тело в Святой Евхаристии, а также Его Тело — Церковь — это все, в конце концов, одно тело, единственное и спасительное, ибо Господь Иисус Христос "вчера и сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13, 8). Об этом восторженно свидетельствует Златоуст: "Причастники Тела и Крови Господа Иисуса Христа, помните: мы причащаемся Тела, которое ничем не отлично от того Тела, Которое сидит на престоле горе и Которому поклоняются Ангелы — именно этого Тела мы вкушаем. О, сколько путей открыто нам ко спасению! Господь нас исполнил Своим Телом, дал нам его, ибо как это Тело соединено с Христом, так и мы с Ним соединяемся через этот Хлеб, ибо Ему — не было достаточно стать человеком, быть биенным и распятым за нас, — Он соединяет Себя с нами, и это не только по вере, — Он нас действительно делает Своим Телом".

Тело воплощенного Бога Слова — это верховная Бесценность для человеческого существа, в нем заключены все вечные Богочеловеческие ценности. Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Слово, воплотился и стал Богочеловеком, чтобы стать Церковью, и в ней Он совершил и непрестанно совершает подвиг спасения мира и людей от греха, смерти и диавола. Бог стал человеком, стал плотью, чтобы человек с помощью Богочеловека и в Его Теле — Церкви стал Богом, в этом все благовестие Богочеловека и Его Церкви. Вся полнота Божества обитает в Церкви телесно (Кол. 2, 9). Как члены Христа и Его Богочеловеческого Тела — Церкви — мы имеем от этой Божественной полноты Спасителя все, что нам нужно для вечной жизни и на этом, и на том вете: принимаем благодать на благодать и всю Божественную Истину во всеми ее непреходящими богатствами, ценностями и радостями (Кол. 2, 9-10; Еф. 3, 19; Ин,1,17).

Краеугольный камень Божественного домостроительства спасения человека (Пс. 117, 22) — это "великая тайна", самая большая тайна и на этом, и на том свете - Христос и Церковь (Еф. 5, 32), и человеческому роду не хватает ни разума, ни слов, чтобы хотя бы приблизительно ее выразить. Христос есть в одно время и Бог Слово, и человек. Бог Слово и Церковь, Бог Слово, телесно вознесшийся на небо, и телесно присутствующий в Теле Своем — в Церкви на земле. Разве это не "великая тайна"? Члены Церкви составляют один организм, одно тело, но каждый все-таки остается отдельной личностью. Разве это не "великая тайна"? В Церкви есть и великие грешники, но все-таки она "свята и непорочна" (Еф. 8, 27), без какого-либо пятна и порока. Разве это не "великая тайна"? И от самого маленького до самого большого в Церкви все "великая тайна"; ибо во всем во всей полноте присутствует чудесный Господь Иисус Христос со всеми своими бесчисленными Богочеловеческими тайнами, поэтому Церковь есть самое великое чудо из всех созданных миров, чудо, которому удивляются Ангелы. В Божественное Евангелие Церкви желают проникнуть и Ангелы, ибо и им "через Церковь делается известной многоразличная премудрость Божия"(Еф, 3,10,1 Петр. 1,12).

Богочеловек Христос в Церкви Своей "соединил все земное и небесное" (Еф. 1,10); все тайны неба и хмли слились в одну тайну, и так начала существовать великая тайна — Церковь. Эта "великая тайна" пронизывает всех членов Церкви, всю их жизнь и отношения. Поэтому в церкви все - чудо, все — тайна, "паче смысла" — выше разума. Здесь нет ничего простого, малозначительного, второстепенного, ибо все здесь — Богочеловеческое, все органически связано в один Богочеловеческий организм, в одну всеохватывающую Богочеловеческую "великую тайну" — Церковь Православную.

 

 

Свойства Церкви

 

Свойства Церкви бесчисленны, ибо, по существу, это свойства Богочеловека Господа Иисуса Христа, а через Него - и Троического Божества. Но святые и богомудрые отцы 2-го Вселенского СоборА, руководимые Духом Святым, свели их в 9-ом члене Символа веры к четырем: "Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". - Вот свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостольство, - все они вытекают из самого существя (природы) и цели Церкви. Они ясно и точно определяют характер Православной Христовой Церкви, которым она, будучи Богочеловеческим установлением и сообществом, отличается от всех человеческих сообществ.

1. Единство и единственность Церкви