Преподобный ИУСТИН (Попович)-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ -И ЭКУМЕНИЗМ-Оглавление:-Часть 1. Православное учение о Церкви-Введение-Православное

 

 

Православное учение о Церкви

 

Целиком и полностью тайна христианской веры заключена в Церкви; вся тайна Церкви — в Богочеловеке; вся тайна Богочеловека — в том, что Бог стал плотию ("Слово плоть бысть", "Слово стало плотию" — Ин. 1, 14), вместил в человеческое тело всецело Свое Божество, все Свои Божественные совершенства, все тайны Бога. Все Евангелие Богочеловека, Господа Иисуса Христа, можно выразить в нескольких словах: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти"(1 Тим. 3, 16). Крошечное тело человека всецело вместило Бога со всеми Его бесчисленными бесконечностями, и при этом Бог остался Богом и тело осталось телом — всегда в едином Лице — Лице Богочеловека Иисуса Христа; совершенный Бог и совершенный человек — совершенный Богочеловек Здесь не одна тайна — здесь все тайны неба и земли, слитые в единую тайну — тайну Богочеловека — в тайну Церкви как Его Богочеловеческого Тела. Все сводится к Телу Бога Слова, к воплощению Бога, к вочеловечению. В этой истине и вся жизнь Богочеловеческого Тела Церкви, и благодаря этой истине знаем, "как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15).

"Бог явился во плоти" — в этом, говорит Златоуст, благовестник Евангелия Христова, — все домостроительство нашего спасения. Воистину, великая тайна! Обратим внимание: Апостол Павел всюду домостроительство нашего спасения называет тайной. И это по праву, ибо она не была известна никому из людей и даже Ангелам не было открыта. А раскрывается она через Церковь, И действительно, велика тайна сия, ибо Бог стал человеком и человек — Богом. Поэтому мы должны жить достойно этой тайны.

Самое большое, что мог Бог дать человеку, Он дал ему, Сам став человеком и навсегда оставшись Богочеловеком и в видимом, и в невидимом мире. Крошечное человеческое существо всецело вместило Бога, невместимого и во всем безграничного. Это свидетельсвует о том, что Богочеловек — это самое таинственное существо во всем окружающем человека мире. Святой Иоанн Дамаскин прав, когда говорит, что Богочеловек — это "единственное новое под солнцем". И можно добавить: и всегда новое, такое новое, которое никогда не стареет ни во времени, ни в вечности. Но в Богочеловеке и с Богочеловеком и сам человек стал существом новым под солнцем, существом Божественно важным, Божественно драгоценным, Божественно вечным, Божественно сложным. Тайна Бога неразрывно соединилась с тайной человека и стала двуединой тайной, великой тайной неба и земли. И так начала существовать Церковь. Богочеловек = Церковь. Вторая ипостась Пресвятой Троицы, Ипостась Бога Слова, став плотью и Богочеловеком, начала существовать на небе и на земле как Богочеловек — Церковь, Вочеловечением Бога Слова человек как особое богоподобное существо возвеличен Божественным величием, ибо вторая Ипостась Пресвятой Троицы стала его Главой, вечной Главой Богочеловеческого Тела Церкви, Бог Отец Духом Святым поставил Господа Иисуса Христа — Богочеловека" выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1,22-23).

Имея Богочеловека своею Главою, Церковь стала самым совершенным и самым драгоценным существом неба и земли. Все Богочеловеческие качества стали ее качествами: все Его Божественные силы и все воскрешающие, все преображающие, все обоживающие силы, все силы Богочеловека — Христа, все силы Святой Троицы, — навсегда стали ее силами. А что самое важное, самое чудесное и самое потрясающее — это то, что сама Ипостась Бога Слова из непостижимой любви к человеку стала Вечной Ипостасью Церкви. Нет такого Божиего богатства, Божией славы и Божиего добра, которые бы не стали навсегда нашими, достоянием каждого человека в Церкви.

Всю непостижимость Своего могущества и человеколюбия Бог особенно показал воскресением из мертвых, Его вознесением на небо над Херувимами и Серафимами и всеми Небесными Силами, основанием Церкви как Его тела, которого Он, воскресий и вознесшийся ечноживой Богочеловек — Глава. Это безграничное чудо Бог сотворил "во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1,20-23).

Так в воскресшем и вознесенном Богочеловеке осуществлен предвечный план Трисвятого Божества, "дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 10), — осуществлен в Богочеловеческом Теле Церкви. Церковью, Своим Богочеловеческим Телом, Господь соединил в единый вечноживой организм всех: ангельские существа, людей и всех богосозданных тварей. Таким образом, Церковь - это "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23), то есть полнота Богочеловека Иисуса Христа, который как Бог "наполняет все во всем", а как человек и Вечный Архиерей дает нам, людям, жить всей полнотой в Церкви посредством святых таинств и святых добродетелей. Это воистину полнота всего божественного, всего вечного, всего богоподобного, всего богосозданного. Ибо именно Церковь является вместилищем и полнотой Божественной Истины, Божественной Справедливости, Божественной Любви, Божественной Жизни, Божественной Вечности; полнотой всех божественных совершенств, а также и человеческих совершенств, ибо Господь Иисус Христос, Богочеловек, есть двуединая полнота Божественного и человеческого. Это Бого-человеческое единство (Церковь), обретшее бессмертие и вечность тем, что его главою является Сам Вечный Богочеловек, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Церковь как полнота Богочеловеческого Тела живет бессмертными и животворящими Божественными силами воплощенного Бога Слова. Это чувствуют все истинные члены Церкви, а наиболее полно — святые и Ангелы. Это вместилище Богочеловеческих совершенств Иисуса Христа и есть "надежда призвания Его" и "наследие Его для святых" (Еф. 1, 18). Церковь — это не только цель и смысл всех тварей и вещей, от Ангела до атома, но и их единая высшая цель и высший смысл В ней нас Бог действительно "благословил всяким дховным благословением" (Еф. 1, 3); в ней Он даровал нам все средства для нашей святой и непорочной жизни пред Богом (Еф. 1, 4); в ней Он нас усыновляет через Сына Своего Единородного (Еф. 1, 5-8); в ней Он нам открыл вечную тайну Своей воли (Еф. 1, 9); в ней Он соединил время с вечностью (Еф. 1,10); в ней Он совершил обожение и одухотворение всех тварей (Еф. 1,13-18). Поэтому Церковь представляет собой самую великую и самую святую тайну Божию. В сравнении с остальными тайнами она представляет собой всеохватывающую тайну, самую великую тайну. В ней всякое Божие таинство — это благовесте и блаженство, и каждое из них — это рай, ибо каждая из них содержит полноту Сладчайшего Господа, ибо именно Им рай становится раем и блаженство — блаженством; именно Им Бог есть Бог и человек есть человек; именно Им истина становится Истиной и справедливость — Справедливостью; именно Им любовь становится Любовью и доброта — Добротою; именно Им жизнь становится Жизнью и вечность — Вечностью.

Основное благовестие, которое содержит всеохватывающую радость для всех существ неба и земли, — это: Богочеловек есть все и вся на небе и на земле, и в нем — Церковь. А главное благовестие — это глава Церкви — Богочеловек Иисус Христос. И действительно, "Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1,17). Ибо Он есть Бог, Творец, Промыслитель, Спаситель, Жизнь жизней, Существо существ и Существующее над существующим: "все Им и для Него создано" (Кол. 1, 16). Он есть цель всему, что существует, Все Его творения созданы как Церковь и составляют Церковь, а "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1, 18). Это есть Божественное единство и Божественная целесообразность твари под главенством Логоса. Грех отколол от этого единства часть творений и потопил их в безбожной бесцельности, в смерти, в аде, в муках. И потому ради них Бог Слово сходит в наш земной мир, становится человеком и как Богочеловек совершает спасение мира от греха. Его Богочеловеческое домостроительство спасения имеет свою цель: все очистить от греха, обожить, освятить, вновь вернуть в Богочеловеческое тело Церкви и, таким образом, восстановить всемирное Божественное единство и целесообразность твари.

Став человеком и основав Церковь на Себе, Собою — в Себе, Господь Иисус Христос неизмеримо и как никогда возвеличил человека. Он Своими Богочеловеческими подвигами не только спас человека от греха, смерти и диавола, но и вознес его над всеми остальными существами. Бог не стал ни Богоангелом, ни Богохерувимом, ни Богосерафимом, но — Богочеловеком, и этим он поставил человека выше Ангелов и Архангелов, и всех ангельских существ. Господь Церковью покорил человеку все и вся (Еф. 1, 22). Церковью и в Церкви, как в Богочеловеческом теле, человек возрастает до надангельских и надхерувимских высот. Поэтому путь его восхождения дальше, чем у Херувимов, Серафимов и всех Ангелов. В этом заключена тайна над тайнами. Пусть умолкнет всякий язык, ибо здесь начинается неизглаголенная и непостижимая любовь Божия, неизглаголенное и непостижимое человеколюбие воистину Единого Человеколюбца — Господа Иисуса Христа! Здесь начинаются "видения и откровения Господни" (2 Кор 12,1), которые нельзя выразить никаким языком, не только человеческим, но и ангельским. Все здесь выше ума, выше слов, выше природы, выше всего сотворенного. Что касается тайны, в Церкви заключена великая тайна человека в великой тайне Богочеловека, который есть Церковь и в то же время Тело Церкви и Глава Церкви. И при всем этом человек, включенный в Церковь и являющийся полноправным ее членом, человек, который в Церкви является частью Богочеловека Иисуса Христа, — является частью Святой Троицы, членом Богочеловеческого Тела Христова — Церкви (Еф. 3, б), самой святой и драгоценной тайны Божией, тайны над тайнами, всеохватывающей великой тайны. Церковь — это Богочеловек Иисус Христос через все века и через всю вечность. Но с человеком и после человека — богозданная тварь: все, что на небе и на земле было создано Богом Словом, — все это входит в Церковь как ее тело, которому глава — Господь Иисус Христос, но глава — это глава тела, а тело — это тело главы; неотделимо одно от другого, полнота одного и другого — "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 25), Становясь через Святое Крещение членом Церкви, всякий христианин становится составной частью "полноты Наполняющего все", и сам наполняется полнотой Божией (Еф. 3, 19), и, таким образом, достигает всесовершенной полноты своего человеческого существа, своей человеческой личности. По мере своей веры и благодатной жизни в Церкви каждый христианин достигает этой полноты через святые таинства и святые добродетели. Это остается в силе для всех христиан всех времен, Все наполнено полнотой Наполняющего все во всем: все в нас, людях, все в Ангелах, все в звездах, все в птицах, все в растениях, все в минералах, все во всех богозданных тварях ибо, где Богочеловеческое Божество, там и Его человечество, там все верные всех времен и всех существ — Ангелов и людей. Именно таким образом мы, члены Церкви, исполняемся "всякой полнотой Божией" (Кол. 2,9): Богочеловеческая полнота — Церковь, Богочеловек — ее глава, Церковь — Тело Его, а мы на протяжении всего нашего существования полностью зависим от Него, как тело от головы. Из Него, бессмертной Главы Церкви, по всему Телу Церкви струятся благодатные животворящие силы и оживляют нас бессмертием и вечностью, Все Богочеловеческие чувства Церкви происходят от Него и в Нем, и Им. Все святые таинства и святые добродетели в Церкви, которыми мы очищаемся, возрождаемся, преображаемся, освящаемся, становимся частью Богочеловека Господа Иисуса Христа, Совершенного Бога, частью Святой Троицы, и таким образом спасаемся, — происходят от Отца через Сына в Духе Святом, и это благодаря ипостасному единству Бога Слова и нашей человеческой природы в чудесном Лице Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа.

Для чего Богочеловек Господь Иисус Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Церкви является и всем и вся? Для чего Он — Глава тела Церкви, и Церковь — Его тело? Для того, чтобы все члены Церкви "истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос... доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 15, 13). Это означает: Церковь есть мастерская Богочеловека, в которой каждый человек при помощи святых таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати. Здесь все совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку — все в категории Богочеловеческого. Богочеловеческой Своей Личностью Господь Иисус Христос охватывает, пронизывает, проникает все и повсюду, где живут человеческие существа; сходит в самые мрачные места земли, в сам ад, в царство смерти; восходит выше всех небес, чтобы Собою исполнить все и вся (Еф. 4,8-10; Рим. 10,6-7).

Всем в Церкви руководит Господь Иисус Христос. И так растет Богочеловеческое тело. Богочеловек — растет! И это чудо непрерывно совершается ради нас, людей, и ради нашего спасения, Растет Тело Христово — Церковь. Растет с каждым человеком, который становится членом Церкви — составной частью Богочеловеческого Тела Христа. И этот рост каждой человеческой личности в Церкви происходит от Главы Церкви — Господа Иисуса Христа, а также через Его святых — богоносных Его сотрудников.