Миссионерские письма

Некогда одна русская дворянка пришла к преподобному Серафиму Саровскому и пожаловалась ему, что учителя плохо учат ее детей французскому, и спросила его, что ей делать. Ответил ей святой человек: “Ты, матушка, лучше научи своих детей Богу молиться, а французскому они потом легко научатся”.

Детей следует учить самому важному, ибо того, чему человек в детстве научится, он уже не забывает. Второстепенные предметы можно изучать и с опозданием, невелика беда. Но если не научить главному или научить плохо, тогда удары клавиш заглушат молитву, а французское “парлание” послужит лишь для насмешек над родителями.

Да поможет Вам благий Господь. Трудно сейчас дать совет. Когда сердце помутится, трудно сделать его чистым и прозрачным. Терпите и молитесь за детей. Мало-помалу устыдит их Ваше терпение, а молитвой вымолите помощь Всесильного, и Он очистит сердца Ваших детей. Но прежде всего покайтесь пред Господом, что не научили детей закону Его.

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис. 1, 2).

Письмо 257 пчеловоду М. А., о вразумлении от пчел

Всю жизнь Вы занимаетесь одним благородным делом — пчеловодством. И сейчас Вы делитесь своим особенным опытом, полученным от пчел. Наблюдая за ними, Вы убедились, что пчелы жестоко нападают на недобрых и распутных людей. Очень редко пчела ужалит ребенка, девицу или вообще чистого и доброго человека, — вернее, пчелы никогда их не жалят, если только случайно не подвергнутся от них опасности. Следовательно, на нечистых они нападают, а от чистых только защищаются. Однажды пчелы спасли Вас от бандитов. Вас хотели ограбить, Вы не отдавали деньги, и пчелы набросились на нападавших и так искусали их, что они едва смогли найти выход с пасеки.

В Священном Писании сказано: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (Притч. 6, 6). И к пчелам можно направить человека с ленивыми руками и с ленивым умом, чтобы научился трудолюбию, умеренности, порядку и предвидению. И еще чему-то великому, даже величайшему, что редко можно увидеть в природе в такой степени, как у пчел: это великое есть самопожертвование. За “народ” из своего улья каждая пчела всякую минуту готова положить жизнь. А самое великое общее самопожертвование показывают пчелы в роении.

Один знаменитый бельгийский писатель посвятил жизни пчел целую книгу. Вот что говорится в ней о пчелином роении: “Роение — это не просто переселение пчел, а жертва, сознательная жертва, которую нынешнее поколение приносит поколению будущему, сменяющему его”. Далее он продолжает: “Это не инстинкт, и даже не закон природы. Обычно законом мы называем то, что для нас необъяснимо, неважно, касается это пчел или людей…”. Но что же тогда? — Любовь и забота о маленьких пчелках, о новом поколении пчел. Ради этой любви старые пчелы роятся и покидают свой дом, где они прежде жили, оставляя его полным меда, и улетают неизвестно куда в поисках пристанища. Представь себе, как бы повели себя даже самые самоотверженные патриоты, если бы им сказали: покиньте родину ради молодого поколения, оставьте очаги и имения свои и уходите! Много ли найдется людей, без колебаний последующих примеру пчел?

И многое другое пишет о пчелах автор книги, чудеса из чудес: например, он рассказывает, что пчелы разговаривают между собой, устраивают собрания, поют песни — веселые и грустные, у них есть свои боевые команды; они издают множество тончайших, полных смысла звуков (Метерлинк, “Жизнь пчел”). А Вы знаете, что среди пчел нет “безбожников”. Больше того, некоторые с помощью пчел познали Создателя и Бога своего и чудесный Его Промысл о всякой твари.

Письмо 258 судье М. Д., о редком открытии

Пишете, что не верили в существование хороших людей, пока не оказались по делам службы в селе Ясеневе. В этом селе Вы встретились с группой людей, которые называют себя богомольцами. Все жители села православные. Но разница между богомольцами и их односельчанами в том, что богомольцы живут по канонам православной веры, в то время как другие, считающие себя православными, живут скорее как язычники. Первые пребывают в мире со всеми, вторые бранятся и судятся. Первые — в церковь, вторые — в кабак. Первые говорят о Боге и душе, вторые — о политике и судебных процессах. Первые соблюдают пост, вторые не различают ни дней, ни пищи. Первые празднуют церковные праздники и молятся, вторые — на охоте и партсобраниях. Первые говорят: “Нужно жить по заповедям”, вторые: “Надо жить как все!”. Те, вторые, не стали для Вас открытием, но настоящим открытием стали первые. Теперь Вы называете Ясенево Божиим селом. И со вздохом спрашиваете: разве весь наш народ всех городов и сел не может стать таким, как богомольцы из Божиего села Ясенева?

Конечно, может. В этом и заключаются смысл и цель всех трудов Церкви, в этом цель христианства. Такими были первые христиане, за исключением еретиков. Тертуллиан свидетельствует, что в его времена ни один христианин не представал перед судом за преступления: христиан судили только за веру.

Почему христиане тех времен были настоящими христианами, а в наше время не так? Потому, что они соблюдали закон Божий, ставя его выше всех законов. Первой и главной обязанностью человека они считали исполнение заповедей. Ибо невозможно исполнять закон человеческий, не исполняя закон Божий. Богомольцы села Ясенева — лучшие граждане, потому что они лучшие исполнители заповедей.

Посему почтите своим долгом перед народом и отечеством всюду, где бы Вы ни оказались, рассказывать об удивительном селе Ясеневе.