Миссионерские письма

Когда Господь крестился в Иордане, Дух Святый явился в виде голубя. Явился не для того, чтобы восполнить что-либо в Нем, но чтобы символически указать на то, чем Он обладает, — на незлобие, чистоту и кротость. Вот что символизирует голубь. А когда собрались апостолы на пятидесятый день по воскресении Христа, Дух явился им в виде огня. Явился, чтобы нечто изъять из них и нечто привнести. Изъять грех, немощь, боязнь и душевную нечистоту, а даровать силу, свет и тепло. Огонь символически означает эту троичность — силу, свет и тепло. Ты знаешь, как силен огонь, как он светит и как греет. Но, когда говоришь о Святом Духе, берегись, чтобы тебе не представить это телесно, а не духовно. Итак, речь о силе духовной, о свете духовном, о теплоте духовной. А это суть сила воли, свет разума и тепло любви. Этим духовным оружием Дух Святый вооружил против мира воинов Христовых, которым Учитель запретил любое физическое оружие, даже палку.

Почему огненное пламя излилось на головы апостолов в виде языков? Потому, что апостолы должны были языком благовествовать народам благую радостную весть — Евангелие истины и жизни, учение покаяния и прощения. Словом должны были учить, словом исцелять, словом утешать, словом советовать и управлять, словом созидать Церковь. Наконец, словом защищаться. Ибо заповедал и предрек им Глава, да не убоятся гонителей и не заботятся, что отвечать на судилищах, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый [75] . Да и возможно ли было сообщить обычным человеческим языком самую великую и радостную весть, которая когда-либо достигала человеческого уха, весть о том, что Господь явился на землю и отверз людям врата бессмертия? Разве от человека и от смертной человеческой природы мог пролиться этот животворный бальзам на мертвое тело Римской империи и мира? Нет, никогда. Только от Духа Божия огненного, Который устами святых апостолов рассыпал во тьме земной небесные искры.

Но, о сын человеческий, неужели никогда не ощущал ты Духа Божия в себе? Се, и ты крещен Духом, водою и Духом. Неужели тебя никогда вдруг не освещала великая и светлая мысль, безмолвное слово Духа Святаго? Неужели никогда в твоем сердце внезапно, как ветер, не поднималась любовь ко Творцу и не закипали от нее слезы на глазах?

Предайся воле Божией и внимай тому, что совершается в душе твоей, и ты познаешь чудо Пятидесятницы, которое совершилось с апостолами.

Мир тебе и утешение от Духа Святаго.

Письмо 43 Драгичу М., который иногда чувствует себя совсем другим человеком

Ты пишешь, что иногда чувствуешь себя новым человеком, перерожденным и преображенным. Обычно это происходит во время молитвы, в ночной тишине. Этот мир словно исчезает для тебя, умирают мирские мысли: о людях, о вещах, о плотском; необыкновенный покой разливается в твоей душе, ты видишь в себе какой-то свет и чувствуешь неизреченную радость. К этому добавляется чудесное благоухание, не сравнимое ни с каким благоуханием на земле. Сладкое и животворное благоухание. Ты чувствуешь себя как бы вне тела. А когда все это прекращается и тихо и постепенно исчезает, словно тающая радуга, на тебя находит грусть, что это не продолжалось еще долго и долго, непрерывно и без конца, годами, веками, вечно. Ты спрашиваешь: что это могло быть?

Думаю, что Дух Божий коснулся тебя, брат мой. Это и есть то, о чем сказал Господь: Царство Божие внутрь вас есть [76]. Ибо, когда Дух Божий воцаряется в наших душах, тогда прекращается все, что от нас, и приходит все, что от Бога. Пока царят в нас наши чувственные мысли, земные желания и своеволие, не Царство Божие будет в нас, а царство тьмы и страха, печали и неведения. Но, когда придет Дух Божий и возобладает, тогда все изменится. Но мой тебе совет: умались до праха пред величием Бога Всевышнего, Который открыл тебе эту тайну по превеликой милости Своей. И не сообщай о ней многим, непосвященным, особенно того “остального”, о чем и я не упоминаю здесь. Чтобы не дать на поругание самого святого (читай: Мф. 7, 6) и чтобы сердце твое не вознеслось до высот гордыни, откуда падают в пропасть адскую. Послушай, как апостол предостерегает тебя: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть [77].

Ничего неизвестного и для Церкви нового с тобой не произошло. Многие праведники и угодники Божии ощутили сию дивную тайну и частью сообщили ее верным душам. Сообщили не для похвалы, но чтобы разделить свою радость и подвигнуть друзей своих к твердой вере в обетования Христа и к радостному прославлению Его.

Однажды зимней ночью нашел я приют у одного человека. Когда его домашние ушли спать, он сообщил мне “самую большую тайну своей жизни”.

— Годами я хотел, — говорил он, — увидеть от Бога чудо. Но оно не давалось мне. Однажды я встал на рассвете и начал молиться Богу. Вдруг во мне явился некий свет, и я ощутил мир, и радость, и благоухание (все так же, как случилось и с тобой).

— С тех пор, — сказал он, — я перестал просить у Бога чудес, ибо видел самое большое чудо, о котором и не догадывался.

Не новое ли это подтверждение того, что говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его[78]?

Мир тебе и здравия от Господа.