Миссионерские письма

Все, что происходило в земной жизни Христа, исполнено глубокого смысла, все открывает ту или иную истину, все служит назиданию людей. Одни поучения непосредственны и понятны, другие таинственны и образны и требуют толкования. Переоблачения Христа в три разные одежды относятся к последнему типу наставлений.

Багряница — пурпурные одежды — это облачение римских царей. Когда Господь говорил перед Пилатом о Царстве Своем, которое не от мира сего, Его слова показались материалистически мыслящему римскому чиновнику безумием и поруганием царского достоинства. Поэтому воины Пилата и облачили Его в багряницу, разумеется в самую дешевую, чтобы Его, как самозванца, подвергнуть поруганию. Но уже сам пурпурный царский цвет Его одежд свидетельствовал о том, что Христос — воистину Царь. Люди Пилата, пусть в насмешку, объявили Его Тем, Кем Он был в действительности. Никто из них и подумать не мог, что Царство Христово наследуют и Римское, и все другие царства мира.

Нечистый царь Ирод ожидал, что Христос сотворит перед ним чудо, но не чуда милосердия и человеколюбия ожидал он, а чуда ярмарочного, на потеху любопытным. Перед ним же в это время было величайшее на свете чудо — безгрешный и чистый Человек. Полная противоположность ему самому, осквернителю рода и убийце святого пророка Иоанна, Крестителя Господня. Я думаю, что этот нечистый потомок Исава был способен поверить в любое чудо света, но никогда — в чудо чистоты и безгрешности Человека. А перед ним было именно это величайшее и невероятное чудо. Однако бездушный и нечистый не мог увидеть его. Как Пилат, погрязший во лжи идолопоклонства, глядя в лицо Истине, не мог увидеть истины, так и, ослепленный черными струпьями греха, Ирод, глядя в лицо Невинности, не мог видеть невинность. Обманувшись в своих ожиданиях, Ирод облек Христа в белые одежды. Но белый цвет — символ чистоты и невинности. Ты читала, что Ангелы Божии, чистые и безгрешные, являлись в белых одеяниях (см.: Ин. 20, 12). Итак, окаянный Ирод, причисливший Христа к подобным себе и многим другим грешникам, облачил Его в белые одежды. И так же как воины Пилата в насмешку признали Господа Царем, так и Ирод признал Его Человеком невинности. То есть и в первом, и во втором случаях Христос был признан и объявлен Своими недругами, пусть невольно и бессознательно, Тем, Кем Он в действительности был.

Наконец, перед распятием облачили Господа в Его собственные одежды. Это те одежды, которые Ему соткала Его Святая Мать Богородица. Та риза, в которой Он ходил по земле и о которой воины на Голгофе метали жребий [104].

Не видишь ли во всем этом великое назидание для нас? Люди по собственным представлениям выносят о нас добрый или недобрый суд, по собственным представлениям осуждают или хвалят. Не походят ли эти оценки на разные одежды? Нас одевают то в ризы мудреца, то в шутовское рубище. То наряжают в порфиру подвига, то покрывают лохмотьями праздности. И все эти одежды сменяются с быстротой непостоянства и неустойчивости человеческого суда. Но в конце концов, в смертный час, каждый из нас явится в своем истинном свете и в своих собственных одеждах.

Мир тебе, честная сестра, и Божие благословение.

Письмо 59 американцу Джону Дэвису, которого пугает умножение рода человеческого

Тебя беспокоит вопрос, чем будут питаться люди, когда они заполнят всю землю. Странное и излишнее беспокойство. Этой ли заботе учил нас Господь наш Иисус Христос? Напротив, Он освободил нас от этой заботы. Он заповедал нам и о дне завтрашнем не заботиться, а тем паче о будущих столетиях. Не беспокойтесь о завтрашнем дне, ибо он сам позаботится о вас [105].

Конечно, забывающий о Боге берет на себя Божии заботы. Но немощные рамена человеческие не могут понести Его забот. Известна ли Вам греческая легенда об Атланте, который восстал против богов и хотел понести землю на своих плечах, но, когда тяжесть земная едва не раздавила его, раскаялся и вернул землю богам? Хотите ли Вы стать новым Атлантом, повторив ошибку древнего героя?

Откуда Ваше опасение, что человеческий род когда-нибудь настолько умножится, что земля будет не в силах прокормить его? Такое могло бы произойти уже сейчас, могло бы случиться не однажды от сотворения мира, если бы Господь не заботился о мире. Если Вы настолько верите своему расчету и калькулятору, посчитайте и убедитесь, что уже от Адама и до первых фараонов египетских люди могли бы наполнить землю, как саранча — поле. Уже тогда люди могли заселить все земли и острова нашей планеты. Но этого не произошло. Это свидетельствует о том, что мир развивается по логике, которая неподвластна ни нашим расчетам, ни нашим калькуляторам. Сами говорите, что если бы численность населения Бразилии не росла так быстро, она могла бы прокормить всю Европу и Америку. Но добавьте к тому: что было бы, если бы население в ней увеличилось настолько, что уже не хватало бы зерна для экспорта?

Удивительна Ваша забота. Кто вознаградит Вас за нее, если народы Бразилии, Америки и Европы не умножатся так, как Вам кажется? Меня беспокоит и другое: кто вознаградит Вас за заботы о том, что может случиться через сто лет и скорее всего не случится? Разве голод наступал от переизбытка людей? Разве Вы не читали в Библии о семи неурожайных годах в Египте во времена праведного Иосифа? [106] Голод наступил от неурожая, а не от перенаселения. А неурожай в Египте попустил Тот, в Чьей власти давать или не давать — в зависимости от праведности или неправедности людей. Голод был и в Палестине в период праотца Иакова [107], но опять не от перенаселения, ибо Иаков со своими сыновьями владел половиной Палестины.

Поэтому успокойтесь и не мучайте себя заботой о хлебе для тех, кто еще не родился. Если же Вы желаете беспокоиться о будущих судьбах людей, тогда побеспокойтесь о том, какими будут сами люди, а не о том, что они будут или не будут иметь. Уверяю Вас, что, если потомки Ваши будут искать прежде Царства Божия и правды Его, ни дня без хлеба не останутся, даже если будет их как песка в море.

Мир Вам и приветствие.

Письмо 60 Мелентию Д., на вопрос, что означают слова “вечная память”