Миссионерские письма

Христианская вера, как ничто и никогда раньше, объявила и утвердила единство морали. Одной из главных причин нынешних смут и бедствий небольшого европейского континента является двойная мораль. Одна мораль применяется в частной жизни, другая — в общественной. О том, что двойная мораль не приводит народ к добру, свидетельствуют нам отношение израильских старейшин ко Христу и дальнейшая история народа Израиля. Казня лжесвидетелей в своем народе, первосвященники сами искали лжесвидетелей для суда над Христом. Между собой они говорили, что Он на стороне римлян (см.: Ин. 11, 48), а перед римлянином Пилатом — что Иисус против римлян и кесаря, ибо Сам Себя царем делает (см.: Ин. 19, 12), прибавляя лицемерно: нет у нас царя, кроме кесаря [134]. Вот двойная мораль. Вот политическая мораль, которой иудейские политики, желая спасти свой народ, погубили его. Видя все эти сети, всю эту безнравственную фарисейскую возню вокруг Себя, Господь прорек: Се, оставляется вам дом ваш пуст [135]. Вот Вам плод политической морали. Вот страшный урок всем народным лидерам, которые раздирают мораль надвое, удаляясь от народной аксиомы: правдой земля стоит.

Мир Вам и здравия от Господа.

Письмо 74 богомольцу, над которым насмехаются домашние

Пока ты не начал молиться, все любили тебя, а сейчас вдруг ты чувствуешь себя в доме как во вражеском лагере. Раньше ты пил и курил, понемножку воровал, сквернословил, прогуливал работу, делал многое противное Богу и людям. И все-таки тогда домашние любили тебя. А теперь, когда ты пошел по пути правды, благочестия и молитвы, все бросаются на тебя, как осы.

Радуйся, брат, стократно радуйся. Не видишь разве: евангельские события разыгрываются в твоем доме? В том доме, где еще недавно велись разговоры о налогах и поборах, о ворах и сообщниках, стали исполняться евангельские пророчества. Ваш дом вознесся до небес, стал ареной христианской драмы, невидимой связью он связан теперь с временами мучеников и апостолов. История христианской Церкви разыгрывается на небольшом пространстве вашего дома. Вот пророчества Христовы, которые многократно сбывались на земле и теперь начинают сбываться в вашем доме: и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10, 22). И враги человеку — домашние его (Мф. 10, 36). Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого (Лк. 6, 21–22). Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20).

Что может быть яснее этих пророчеств? Се, они исполняются сегодня, у твоего очага, на тебе. Потому принимай поношения не как поношения, а как ордена и награды. Знай, покаются твои гонители, насмешники умолкнут, а ты возрадуешься. Сегодня ты последний в доме отца, но скоро первым станешь. А те, кто гонит тебя, будут служить тебе. Это пророчество тысячи раз исполнялось и на тебе исполнится.

Мир тебе и благословение от Господа.

Письмо 75 человеку, который сокрушается о том, что не верует в Бога

Какой грех ты совершил, что случилась с тобой эта беда из бед, что пресек ты связь с Источником жизни и Подателем разума, что отрекся от Того, вечное бытие Которого очевиднее нашего мгновенного бытия, и наше существование только Им оправдывается?

Бог не скрывается от человека. Грешный человек скрывается от Бога, скрывается и прячется, пока совсем не потеряет Его из вида. Как написано о прародителях, что, когда согрешили, скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая [136]. Как тогда, так и теперь. Как только совершит человек тяжкий грех, он прячется от Бога за спину природы. И теряется среди тварей, среди камней, деревьев и животных, как бы среди мнимых родственников, тонет в тени природы. И как говорится о затмении солнца, когда луна заслоняет этого светлого царя природы, так можно говорить о “затмении Бога” — Солнца Правды — для тех, кто природой заслоняется от очей Творца природы.

Но это только наши человеческие слова, ибо затмение солнца означает не то, что солнце потеряло свет, а лишь то, что свет скрыт от наших глаз. Так же и “затмение Бога” не значит, что Бог пропал и Его нет больше, но то, что между Богом и человеком встало нечто и закрыло собой Бога от его разума. Это нечто есть грех человеческий.

Не виновата природа, если обожествляет ее безбожник. Вся она противится отрицанию Бога и своим обожателям. Вся природа, от необъятного солнца до мельчайшего атома, единогласно и гармонично свидетельствует о бытии и действии своего Творца. Древние египтяне, например, обожествляли всю тварь, а более всех черного быка, которого называли Апис. Согласно одной легенде, пришел некий фараон, чтобы принести жертву Апису. Когда он поклонился так называемому богу, бык поддел его на рога и отбросил далеко от себя. “Сейчас вижу, что ты не Бог, а бык!” — в гневе воскликнул фараон. На это Апис ему ответил: “Это я и хотел тебе показать! Отныне кланяйся Тому, Кто создал тебя и меня!”.

Ты говоришь: “Трудно уверовать, пока не увидишь!”. Но чем видеть желаешь: оком или духом? Если оком телесным, тогда Тот, Который больше вселенной, должен умалиться, чтобы поместиться в ограниченном поле твоего зрения. Видишь ли ты свой разум глазами? Между тем рассердился бы, если бы кто-то сказал тебе, что не поверит в твой разум, пока глазами не увидит. Если же духом желаешь видеть Бога, тогда можешь увидеть Его, ибо дух человеческий пространнее вселенной и Бог есть дух… [137] Но дух твой должен быть чист, ибо только чистым обещано зреть Бога [138].

Беги скорее из той тьмы, которая, как паук, опутала твою душу. После грехопадения Адам бежал от Бога. Но милостивый Творец не бежал от творения Своего, а приблизился и позвал: Адам, где ты? [139] И тебя Он зовет, разве не слышишь: “Благое, где ты?”. Обрати лицо свое к Свету, сын Света, ибо Отец Света с пламенной любовью зовет тебя.