Theodoulos, or the Servant of God

38]. История мира не видела более сияющего ореола над мрачным страданием человеческим, чем этот.

Наконец, любовь - на вершине вершин любовь. Как свет солнца, делающий излишним свет всех звезд, так любовь, когда засветится, делает излишними все остальные заповеди и все законы на свете.

Весь Новый Завет сияет под знаком любви. Мессия - Бог любви. Отцовство Божие открывается через любовь к людям; сыновство людей проявляется через любовь к Богу, Отцу Небесному.

Мессия мира больше не высекает десяти заповедей на каменных скрижалях, но две заповеди врезает в сердца человеческие. Первая заповедь:

возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим. А вторая заповедь:

возлюби ближнего твоего, как самого себя [

39].

После многовекового страха перед ложными, пакостными богами и после многовековой ненависти человека к своему ближнему эти две заповеди выглядели бы поистине невероятными и фантастическими, если бы

Он прежде всего не показал любовь к нам, как пишет святой Иоанн евангелист [

40], и не послал бы Сына Своего Иисуса, чтобы Он нас, рабов бесовских, спас ценой Своей жизни; и далее еще: если бы Сын Божий с Креста в смертных муках не произнес этих никогда не слыханных слов:

Отче! прости им, ибо не знают, что делают [

41].

Достичь любви к Богу и ближнему - самая большая задача после освобождения от сатаны. Ведь если Христос освободил человека от сатаны, а он себя не очистил, не омыл, не переодел, не очеловечил, не обОжил и любовью себя не просветил и не согрел, то остается по-прежнему беззаконником. Первое это первое, а второе - второе. Первое - извлечение из дегтя, а второе - очищение; первое - освобождение от гадких бесов, а второе - приведение к Отцу света. Без этого первого не было бы и второго, а без второго не было бы ничего.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие [

42].

Ясно, следовательно, из этого, Феодул, что недостаточно перестать быть бесовскими, но необходимо стать Божиими.

Мф.