Theodoulos, or the Servant of God

Халдея, или Вавилония, Месопотамия, в древности называлась Сеннааром. Халдеи впервые появились в 630 г. до Р.Х., когда их полчища, спустившись с гор Кавказа и Таврии, захватили западную Азию, Финикию с Тиром, разрушили Иерусалим, увели евреев в плен и утвердили свое господство до самого Средиземного моря. В 536 г. по Р.Х. Халдея соединилась с Персией, в 640 г. они были покорены магометанами, а с 1639 г. и поныне входят в состав державы турков.

ШИва, индуистский бог смерти, изображается с третьим глазом - глазом разрушителя. Он уничтожает мир и богов в конце каждой кальпы (эры). И облик Шивы, и его культ устрашающи. Он отсек голову самому Браме и был осужден на вечные лишения. Эти лишения Шивы возвеличиваются как аскетизм, и потому он почитается как покровитель аскетов. Шива еще бог танца; когда он танцует вместе со своей женой на теле убитого им Апасмары, людям приходится очень туго. Наиболее любим Шива как покровитель детородного начала, потому он и его супруга Шакти - основные божества тантризма.

ВИшну в древности был богом солнца, затем стал почитаться как бог-охранитель. Почитается главным образом в виде многочисленных аватар, земных воплощений, каковыми были даже Кришна, Рама и Будда. Он один может изображаться в лежачем положении, почивающим на змее вечности. Вместе с Брамой и Шивой Вишну представляет

тримурти, тройку главных божеств индусов.

БрАма, Брахма, индуистский бог, создатель мира, абстрактное начало всего, источник, из которого все выходит и куда все возвращается. Именем его названа религия индусов, брахманизм. Брама мало вовлечен в сюжеты мифов, ему не посвящают храмов, однако создают изображения. Один только Брама имеет привилегию быть изображенным с бородой.

ОсИрис, в древнеегипетской мифологии бог производительных сил природы, а после своей смерти - царь загробного мира;

ИсИда, богиня плодородия, смерти, магии, любви и т.д., сестра и одновременно супруга Осириса;

Гор, их сын, бог солнца и света. Согласно мифу, Гор был зачат Исидой от уже мертвого Осириса, коварно убитого своим братом Сетом, когда с помощью магии Исиде удалось собрать его бренные останки и на время оживить их. Гор, изображаемый в виде человека с головой сокола, мстит за убитого Осириса своему дяде Сету, изображаемому в виде человека с головой осла. В их продолжительной и великой битве Сет поначалу вырывает у Гора глаз, но затем Гор одолевает Сета, возвращает свой глаз, дает его проглотить своему покойному отцу Осирису, и тот в очередной раз оживает. Перед Осирисом, как перед судьей, происходит психостасия - взвешивание сердца умершего на весах истины. На изображениях Осирис всегда окрашен в зеленый цвет, а из его гроба прорастает дерево или из его мумии - злак. Культ Осириса в эллинистический период сливается с культом посвященного ему быка Аписа (см. примеч. 140). Сет, Осирис и Исида входят в первоначальную египетскую эннеаду, девятку богов (см. примеч. 143), по образцу которой свои эннеады стали со-здавать отдельные города.