Так и в наши дни, когда мы видим, что многие отвергают... именно тех, кто не только учили других, но и приучили свое сердце соблюдать то, чему учили уста, кто не являлся только столбом, указывающим путь, но сами шли по нему и вели за собой, для нас ставится прежде всего вопрос — кто для нас Святитель Николай, и как мы чтим его святую память? Если он Архиерей Небесный, к которому мы обращаемся во всякой нужде, который слышит нас и услышит, когда мы придем к нему и у него попросим указания пути — он нам кормчий будет.

Многие теперь в своей гордости только красно говорят, а другие своей жизнью показали, что значит быть христианином и идти за Христом. Мы-то пойдем ли по пути, к которому зовут Св. Отцы? Путь труден. Путь нелегок. Мы приучили свой язык болтать, а в лучшем случае проповедовать, но не приучили свое сердце исполнять Христовы заповеди.

И вот, когда мы стоим перед этой смутой, и когда в то же время стоим сейчас перед великим Вселенским Архиереем, душа наша тянется к нему, она просит, чтобы он принял ее под свое водительство, чтобы он нас повел по тому пути, по которому сами шел за Христом.

Лукавое время настало. Вы знаете, что должны придти волки в овечей шкуре, наемники, а не пастыри, которые на Страшном Суде скажут Господу: «Не Твоим ли Именем мы пророчествовали, не Твоим ли Именем бесов изгоняли, не творим ли Именем силы многи сотворили», и которым Он ответит: «Не знаю вас».

Как нам, людям, еще не приучившим свое сердце к исполнению заповедей Божиих, как разобраться нам в том, к чему зовут нас разные вожди? Нам надо идти путем Святоотеческим, путем Христовым.

Мы знаем, каким путем идут те, кто отвергает Св. Отцов: их путь — путь гордости. Мы знаем, что путь гордости, путь отвержения Бога, начинается с отвержения людей — с отвержения Церкви и Св. Отцов.

А нынешние вожди, которые должны были идти за Св. Отцами, за Св. Николаем, в своей греховности этот путь начали. Следующая ступень есть отвержение Божией помощи, как говорит великий учитель Авва Дорофей, рассказывая об одном брате, который начал с того, что говорил: «Что значит тот и тот — есть такие вот святые» и, переходя таким образом к уничижению и тех, которых только что признавал, он, наконец, возгордился и против Бога; стал и Его отвергать.

Мы знаем к чему ведут те, кто начал эту церковную смуту.

Мы чтим Св. Николая, мы собрались чтить его Святую память и должны решить, что же нам в христианстве дорого, для чего мы ходим в церковь и зачем приходил Христос.

Если мы сознаем, что надо приучать свое сердце к соблюдению заповедей Божиих, тогда наша душа потянется к таким кормчим, которые не только звали и вели, но и сами шли.

И вот вселенский учитель Св. Николай зовет нас в Небесную Церковь, зовет идти по пути смирения.

Мы должны от всей души воззвать к нему, чтобы он руководил нами в нашей тяжелой теперешней жизни:

«Яко же солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих ти верно: «спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае», — так поет ему Церковь, и мы все собрались в храм не для того, чтобы вспомнить о когда-то жившем Святителе Николае, но чтобы помолиться ему и попросить его, чтобы он показал нам путь.

Пора перестать говорить, братие и сестры, надо постараться начать устраивать свою душу. Мы устали и говорить, и слушать, давайте же делать, наконец, давайте смиряться. И если тогда мы обратимся к Святителю Николаю, он услышит нас, он поможет нам идти по этому святоотеческому пути. И тогда станет нам радостно — радостно не от того, что мы проповедуем о Христе, но идем за Ним.