«Не нагим словом, а потом и трудами поучаются познанию Божественных истин», — говорит Иоанн Лествичник. «Не нагим словом» — стало быть, не словесным изучением, а «потом и трудами». «Старайтесь, — говорит тот же подвижник, — научаться разуметь делами Писание, более от трудов, а не от одних книг».

И Христос, когда учил, не давал Своим ученикам, и тем, которые за Ним следовали, читать те или иные книги — Он говорил: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и научитесь от Мене, яко кроток семь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим...».

Это же самое, о чем говорит и Марк Подвижник: «Слово Божественного Писания ты читай делами, а не многословием, или тщеславясь своим простым пониманием».

Мы, которые так далеки от дел, далеки от того, чтобы читать Божественное Писание делами, идем как раз по другому пути — мы, если и изучаем Св. Писание, то подходим к нему со стороны простого понимания, со стороны, как говорит в другом месте Марк Подвижник — «своего собственного разумения».

А, между тем, Закон Божий открывается нам по мере того, как мы входим в него своими делами. Вот почему св. подвижники и говорят нам, что нужно изучать не «нагим словом», а научиться познанию Божественных истин «потом и трудами». А так как мы, вернее, те из нас, которые изучают слово Божие, которые любят читать, подходят именно с этой стороны — со стороны своего собственного разумения, со стороны простого словесного книжного понимания, поэтому мы впадаем в ту ошибку, о которой предупреждали нас Св. Отцы.

Иоанн Лествичник говорит, что вновь начинающие духовную жизнь особенно подвергаются великой опасности, толкаемые злым духом, толковать Св. Писание.

Этот соблазн прежде всего действует на две категории людей: с одной стороны, на тщеславных, которые именно по своему тщеславию и хотят знать Св. Писание и потому толкуют его по своему собственному, а не по истинному разумению, толкуют его не делами, а словесно, по своему простому пониманию. «Они (злые духи), — говорит Иоанн Лествичник, — и делают это в сердцах тщеславных».

И есть еще одна категория людей, или род людей, впадающих в этот соблазн — это те, которые обучены внешним наукам. Эта обученность внешним наукам часто толкает их на изучение Св. Писания и толкования его путем простого внешнего понимания.

Именно по этим причинам Седьмой Вселенский Собор указывал на то, что в Церкви Св. Евангелие преемственно переходит от одного Св. Отца к другому, т. е. преемственно передается в своем толковании именно от одного «делателя» к другому.

«Кто сотворит и научит, тот великий наречется в Царствии Небесном».

Теперь понятно, стало быть, почему в Церкви не представляется возможность каждому иметь свое разумение Св. Писания — это разумение может быть у каждого свое, оно может быть не истинным, может быть основано только на чисто внешнем восприятии Закона, на его простом понимании, на том или ином тщеславном подходе к нему, или на применении тех или иных внешних наук.

А Св. Отцы говорят: «Слово Божественного Писания читается делами, а не многословием, тщеславием или простым пониманием». Все это — многословие, тщеславие и простое понимание учитывается Церковью, ибо это не есть истинное понимание в целом.

А потому и в отношении учителей Церкви, Церковь признает таковыми — отцами и учителями — не всякого, а руководствуется именно этим применением дела, о котором я только что говорил.

Максим Исповедник так говорит об этом: «Много нас, говорящих, но мало делающих», и далее о том, каким образом говорящий может исказить Св. Писание, не зная его, не изучая его своими делами, в угоду своей беспечности. Он говорит, что многие являются повинными в перетолковании Слова Бо-жия в силу того, что делаются должниками своего собственного разумения. «Никто не должен, — говорит он, — искажать Слово Божие в угоду своей беспечности, а лучше исповедать свою немощь, не скрывая истины Божей, дабы в связи с преступлением заповедей не сделаться повинным в перетолковании Слова Божия».