Существует огромная разница между судом Божиим и человеческим. Мы начинаем говорить: "Вот он такой-то и такой-то" и т. д., а ведь неизвестно, в каком отношении находится этот человек с Богом. Вот пророку Ионе было открыто, чтобы он шел в Ниневию, говорил людям о ее разрушении, а он, по-видимому, чувствовал, что ниневитяне покаются, и не пошел, чтобы после над ним не смеялись: "пророк, а ошибся". Он бежал от Господа в Фарсис, и за это был выброшен в море во время бури. После спасения Господь опять послал его в Ниневию. Это был большой город, на три дня ходьбы. Иона ходил по городу, сколько можно было пройти в день, и говорил: "Еще три дня, и Ниневия будет разрушена". Это были слова не самого пророка, а слова Божий, и ниневитяне поверили Богу, оделись во вретище, объявили пост. Эти слова достигли и до царя. Он встал с престола своего, оделся во вретище и стал каяться и призвал свой народ к покаянию и посту, и наложил его даже на скот, чтобы Господь пощадил Ниневию.

И вот вопияли ко Господу о спасении. Господь не навел на них бедствия, простил их, когда увидел, что люди почувствовали скверну своей жизни, с великим сокрушением начали совершать таинство покаяния и заключили тайный завет с Богом. Иона же сильно огорчился этим и был раздражен, ибо он знал, какого беззакония достиг город, знал, что его уже нельзя было более терпеть,- и вдруг этот заключенный ниневитянами завет пересилил, Бог отменил свое решение: "...О, Господи, не это ли я говорил? Потому-то я и бежал в Фарсис, что Ты Бог благой и милосердный. И ныне возьми, Господи, душу мою - мне лучше умереть". Вот это пример человеческого суда. Иона говорит: "Зачем Ты меня посылал, если знал, что так сделаешь?" И все превозносящие себя праведники огорчаются, если не видят наказания грешника. Они чувствуют, что они что-то сделали для Господа. Вот Отец пожалел блудного сына, а брат этим огорчился. Вот вам суд Божий и суд человеческий. А мы зачастую поступаем как Иона, и еще хуже, так как Иона был праведник и исполнял закон Божий, а у нас нет его праведности.

Иона вышел после этого из города и стал ждать, что будет с городом. Он надеялся, что, может быть, еще будет так, как он хотел. Но Господь вразумил его. Иона очень страдал от зноя, и Господь повелел вырасти над его головой в одну ночь растению, чтобы оно давало ему тень. Иона очень обрадовался. Но Господь устроил так, что на другой день растение засохло, и солнце по-прежнему стало налить голову Ионе. Он изнемог, ему стало жаль растение, и он просил смерти у Бога. Тогда Господь спросил его:

"Неужели ты так сильно огорчился за растение? Ведь ты над ним не трудился и не растил его. Мне ли не пожалеть Ниневию, великого города?" Так Господь смирил Иону.

Вот, родные, суд Божий и суд человеческий. Потому мы и не можем судить никого, что не знаем, в каких отношениях находится каждый человек в своем завете с Богом. Еще ничего не значит, что мы верные и внешне входим в Таинства. Вспомним Офни и Финееса, вспомним и Иуду. Господь и самый последний момент, на Тайной Вечери напитал его Своим телом и Кровью, а он заключил завет с диаволом.

Давайте подумаем, заключили ли мы свой завет с Богом? А кто знает, какую кто жизнь ведет с Богом втайне. Не будем и судить никого, а будем помнить, что есть два пути: путь жизни и путь смерти. Кто идет тем и другим путем, неизвестно как кончит. Вот о Ниневии было сказано, что она погибнет, а она покаялась, и Господь помиловал ее. Нам вот нужно отказаться от греха и стараться идти путем жизни. В жизни есть два типа людей. Одни живут во грехе и лишь иногда ступают на путь жизни. Они иногда придут в церковь, иногда дома помолятся. Это никак не годится. Но есть люди, идущие по пути жизни, но падающие. Если они каются, то недалеки они от Царства Небесного. А мы в большинстве случаев не разбираемся и в своих поступках и пытаемся идти сразу по обоим путям, но вспомним слова аввы Исайи: "ступающий по обоим (путям) еще не зачислен ни на одном". Это значит - нельзя сказать, в аду он или в раю, и суд принадлежит Господу. Если такой человек скончается, то в смысле осуждения это дело Божие.

Итак, завет Божий дан для всех, но пользуется им только тот, кто устроил у себя в душе жертвенник, на котором постоянно, а не в какой-либо момент, совершает он службу покаяния. Вот каков путь христианина, и если мы по этому пути пойдем, то нам по-настоящему откроются все Таинства. Нами не использовано Таинство Крещения, полученное в младенчестве, так как оно предполагает покаяние. Также не использованы нами и другие Таинства. Было бы очень хорошо, если бы мы каждый день думали и вспоминали: "А как мы исполняем свой завет с Богом?" Тогда мы недалеки будем от Царства Божия. А если будем осуждать других, то и судьбы Божии будут нам казаться несправедливыми.

Обратите ваше внимание на это. И, дай Господи, если кто-нибудь из вас по-настоящему заключил завет с Господом нашим Иисусом Христом, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Источник: Московские Епархиальные Ведомости № 1-2/2004

СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ

Днесь Владыка прииде освятити естество водное... Так Святая Церковь будет воспевать ныне на девятой песни канона. Настоящий праздник, как говорит одна из стихир предпразднства Богоявления, есть праздник славнейший по сравнению с прошедшим праздником Рождества Христова: Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий, – и указывает дальше, почему: Он Ангела имеяше благовестник, и сей Предтечу обрете предуготовителя...Тогда звезда волхом возвести, ныне же Отец миру Тя показа. Если там звезда показует вертеп, то здесь Сам Отец показует Своего Сына: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3:17). Богоявление – это праздник откровения тайн Божиих, и не только тайн Божиих, но и тайн того мира, в котором мы живем.

Человек не может быть оторван ни от мира видимого, ни от невидимого, ибо он стоит на грани того и другого, ибо он создан от земли, из вещества,. Из твари видимой и тленной, но в него вложена душа, дух ангельский; как говорит один из святых отцев, это есть ангел во плоти. Человек совмещает в себе оба мира, соединяясь с одним своим видимым телом и восходя к другому через свой невидимый бессмертный дух.

Мы слышали в предпразднственной службе Рождества, что Христос идет человека, падшего на земле, снова возвести на небо.

Человек не оторван от видимой природы. Днесь открывается тайна Богоявления, а также и тайна освобождения Христом от греха не только человека, но и всего мира. Христос явился, как воспевали мы в эти предпразднственные дни, облечь человека в первую одежду – в ту одежду, в которую облечен был первый человек при творении и о которой говорит Великий канон преподобного Андрея Критского: Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг. Но этого мало: Христос явися, всю тварь хотя обновити.