Письма

Потом призывай на помощь святых угодников и угодниц Божиих, коим дана от Господа благодать помогать людям, требующим помощи в ограждении чистоты и целомудрия: «Преподобный Мартиниан, преподобный Иоанн Многострадальный, преподобный Моисей Мурин, преподобный Моисей Угрин, преподобная Евдокия, преподобная Мария Египетская, св. мученица Фомаида, св. мученица дева Иустина, св. священномученик Киприан, св. мученик Вонифатий, – молите Бога о мне, грешной, и помогите мне вашими святыми молитвами».

Усердно желаю тебе мира и радования о Господе Иисусе Сладчайшем, и паки призываю на тебя Божие благословение.

Грешный Иеромонах Никон. Оптина Пустынь. 19 апреля/2 мая 1923 г.

ПИСЬМО №2(70)

Ирине Бобковой

Христос Воскресе!

Мир ти, и спасение, и Божие благословение, дочь моя! Письмо твое получил. Сердечно сочувствую твоей скорби, она понятна мне. Но нельзя скорбеть паче меры. Надо предаваться воле Божией. Ведь без воли Божией я не заболел бы. Моей болезни я не скрываю. Но не имею никакого докторского надзора, а потому и сам не знаю, в каком оно положении. Полагаю, что дело серьезно, ибо нет улучшения от начала, вот уже два месяца. Хотя доктор и буркнул, что не скоротечная, но он прямо сказал о серьезности положения, – приходит мысль и о скоротечности. Пока я, кроме слабости и легкой болезненности вообще в теле, ничего не чувствую. Но беспокоит меня то, что все время – повышенная температура, около 38°, а иногда, вечером, бывает и 39°. Кашель редкий. Мокрота, кажется, белая. Сначала доктор прописал тиокол с доверовскими, а потом прописал другие порошки. Я не чувствую никакой от них пользы и пока никаких не принимаю. Если можно достать тиокол, то я просил бы прислать мне этих порошков. Я хотя большого упования на лекарства не имею, но и не отвергаю. Пришли. Буду благодарен. Относительно того, что я упал и мне было дурно, – это выдумки. Я живу с о. Петром и прочел ему эти строки. Он засмеялся. Себя чувствую в одном положении, не хуже и не лучше. Но мысль о смерти все ближе становится мне. Быть может, и судит Господь мне умереть. Преподобный Феодор Студит, сам бывший в ссылках, ликует и радуется за умирающих в ссылках. Поэтому не надо унывать. Сон твой похож на истину[43]. Вообще я снам не верю, но бывают сны и истинные. Предадим его воле Божией. Я против тебя ничего не имею, ничем тобою обижен не был. Будь покойна и мирна, а все немощи твои да простит тебе Господь. Кайся. Я тебе говорил много раз, чтобы ты не говорила необдуманных слов. Из рук диавола может всегда освободить Господь – и только Он Един. А если при этом бывает человек, например духовный отец, то он действует не самостоятельно, а сколько дает ему Господь. Поэтому спасение – от Господа, и всякий его может получить, лишь бы только не унывал и не отчаивался. Ты склонна очень к унынию, ибо все близко принимаешь к сердцу. Это неправильно. Ты хочешь быть милосерднее Бога. Надо всякому человеку, тем более родному, сочувствовать. И помочь, что в твоей силе, а все остальное предавать воле Божией... Господь ведает, что творит. А живешь ты для спасения своей души, а вовсе не для спасения других. Хорошо спасать других. Но это часто не в нашей силе, да и хорошо только тогда, когда в порядке первая твоя обязанность – спасать твою душу. Поэтому не скорби о родных паче меры, да и обо мне. Ибо, поверь мне, Господь любит тебя и меня более, чем я и ты можешь себе вообразить. Жалко бедную Е. и деток. Надо молиться и вручить воле Божией, а там видно будет. Передай и деткам ее и м. N. мир и Божие благословение. Молюсь о них всегда. Но сходить тебе по них с ума не следует. Это – малодушие, которое погрешительно. Говорю тебе – не старайся быть милосерднее Бога. Смиряйся и приемли волю Божию. Что касается, где я живу. От Пинеги в 6 верстах, деревня Козловка, на берегу реки, дом Александры Перляковой. Пароходы в... идут мимо нашего дома. Молюсь, и боюсь за тебя, и могу только предать воле Божией. А так весьма затруднительно. Господь да хранит тебя от всякого зла на всех путях твоих. Няне и р.... привет. Помню их молитвенно. Пока у меня все необходимое имеется, но от масла коровьего и вина виноградного, но не церковного, не откажусь, если это можно, нетрудно достать. Если уцелели мои вещи, то ведь в них были совершенно ненужные, например шинель драповая. Она – дорогая, и можно продавать по мере надобности, чтобы не иметь затруднения в деньгах. Прости. Милость Божия да будет с тобою.

Только надо вино лучше упаковать, ибо, если разобьется, может быть неприятность. А о скорбях и бедствиях человеческих сказано в св. Евангелии: «Зрите, не ужасайтеся, подобает бо все (сим) быти» (Мф. 24, 6; Мк. 13, 7; Лк. 21, 9). Наше дело – хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное всецело надо предоставить воле Божией. Это дает мир сердцу. Аминь. На все воля Божия. Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет.

30 апреля 1931 г. [Козловка].

ПИСЬМО №1(71)

Девице М.

Боголюбивая девица М.!

Божие благословение да пребудет над вами во веки. Письмо Ваше я получил. По мере сил моих приношу Господу Богу мою недостойную молитву о здравии и спасении Вашем.

Сегодня отходит почтовый поезд, и я спешу написать Вам, но, к сожалению, не имею под руками письма вашего, которое у меня в келлии осталось, а я, пойдя вчера в Козельск, принужден был здесь и заночевать. Более существенные вопросы письма я все-таки помню и на них отвечаю. В настоящее время все на свободе, хотя некоторые, например Батюшка Нектарий, обязаны подпиской о невыезде из Козельского уезда. Батюшка, чтобы удалиться от суеты, которую от испытывал в Козельске, решил уехать в село Плохино к своему духовному сыну – хуторянину. Это совершилось вчера, и столь быстро, что мы не успели даже проститься с Батюшкой, а я даже и повидаться не мог: прихожу, а он уже уехал. Все же Ваш вопрос о приезде в Оптину я успел предложить Батюшке через девицу Анастасию. Она сообщила мне, что Батюшка приезжать сейчас не советует. А положение дел у нас таково. Всем предложено оставить обитель, и большинство уже выбыло. Оставлены пока люди связанные с обителью деловыми отношениями. Например, я – как член канцелярии товарищества нашего, впредь до окончательной ликвидации его дел и хозяйства, и другие, подобно мне. Что будет далее – Бог весть. Оставляют, пока или не пока, не известно, около пятнадцати – двадцати человек в качестве рабочих и сторожей... И вот пока мы еще находимся в обители, мы служим ежедневно и поем на клиросе, – утешаемся. Вообще нам сказано так: молитесь, сколько хотите, но помещений в бывшем монастыре не будете иметь. Ходите из города, из села – откуда угодно. Мне пока поручена церковь и ключи от нее. И все службы церковные. И приходящие отцы, желающие послужить, обращаются со своими просьбами о служении ко мне. Меня приглашают на несколько приходов, и в города, и в село, а стенинские граждане просят не оставлять храма обительного. Но я думаю, что решение этого вопроса будет зависеть от помещения. Если мне дадут хоть небольшую келлию в обители, то я не уйду из нее. Но если попросят об выходе, то, может быть, придется и на приход согласиться, ибо по болезни ноги мне очень трудно ходить... На всякий случай у меня есть квартира в Козельске, и я пока никуда уезжать не думаю. Писать мне в случае нужды можете на девицу Анастасию, она передаст мне. Или даже прямо: Козельск, до востребования.