Творения

Творения

Собрание творений святого Анатолия Жураковского: эссе (Литургический канон теперь и прежде, К вопросу о вечных муках, Иуда, Илия Фесвитянин), подборка проповедей и творения Анатолия Жураковского (фрагменты дневников, писем, статей, проповедей), опубликованных в книге "Священник Анатолий Жураковский. Материалы к житию" ([Сост., вступ. ст. П. Г. Проценко]. – Paris: YMCA‑PRESS, 1984. – 228 с.: портр.)

ru mergeFB2.exe, FictionBook Editor Release 2.6 24 February 2012 975DA2F5-E99F-46C7-B302-83DDA4ABE5AC 0.6

Дневники, письма, статьи, проповеди[1]

1914 год

30.7.1914

В нас есть какая‑то темная, слепая и безумная сила. В каждой душе рядом с хорошим и со святым живет хаос темного зла, слепых влечений, желаний пагубных и отвратительных… Этот внутренний беспорядок души, внутренняя неустроенность, раздробленность, запутанность — не есть что‑то внешнее, минутное, скоропреходящее и легко излечимое. Расстроено, раздроблено и осквернено самое существо души. В самой глубине сердца, а не вовне где‑нибудь, гнездится темное и злое. И как же избавиться от этого, как спастись? Ведь это стихия. Ведь это в самом центре существа, как же здесь противоборствовать, разве можно прыгнуть выше самого себя, идти против собственной природы? Возникает вопрос тяжкий, мучительный: «Кто же может спастись?» — и звучит ответ, данный Иисусом: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Слабая искорка добра в человеке, свет, испускаемый фонариком рассудка, — ничто против стихийной тьмы, зла, окутывающего весь мир своим покровом. Проникнуть к самому Добру и Источнику Добра, оттуда почерпнуть силы и мощь, надеяться не на искорку добра в душе, но на Солнце Добра, на Свет Вечный, истинный, «иже просвещает и освещает всякого человека, грядущего в мир» — в этом разрешение всех мучительных загадок бытия. Приобщиться к Нему, ко всему Всеобъемлющему. Жить не холодным разумом, не бездушной логикой головы, но вечным разумом вселенной — Логосом, в котором жизнь и свет людям. «Быть ближе к Богу — вот задача жизни», — таковы были последние слова В. Соловьева. Ближе к Господу — как это радостно, как легко, а вне Его, вдали от Него — тяжесть и боль.

4.8.1914

И душа моя исполнена печали, И душа моя задумчива, мрачна. Смолкли песни, гимны отзвучали, Промелькнули грезы, пронеслась весна. И остались только смутные виденья, Ими сердце до краев полно… Больно мне. Душа моя в томленьи, Грустно мне, тоскливо, хмуро и темно. Как у мира солнце похищают тучи, Так из сердца моего похитили тебя, И оно полно тоскою жгучей, И оно страдает, о тебе скорбя. Но пройдут мгновенья, и сквозь мрак пробьется, Рассекая тучи, победитель–луч, И в сияньи солнца вспыхнет мир, проснется, Полон ликованья, светел и могуч. День пройдет — мечта осуществится, Я тебя увижу, дорогая, вновь, И весенним светом сердце озарится, Засияет снова радость и любовь.

31.8.1914

Тени ночные плывут над уснувшей землею, Сонмы прозрачных, таинственных, чудных видений Мир покрывают воздушной своей пеленою, Мир наполняют волною живых откровений, Тени ночные плывут над уснувшей землею. Грезы неясные в сердце усталое просятся, Сердце исполнено жгучих страданий и муки. Звуки далекие в воздухе теплом разносятся, Скорбно–прекрасные, нежно–печальные звуки, Грезы неясные, в сердце усталое просятся. В звуках рыдает и стонет тоска необъятная, В душу вливается бурной, могучей волной. Ты предо мною встаешь, вся как сказка, как жизнь непонятная, С светлой загадкой своей чистоты неземной. В звуках рыдает и стонет тоска необъятная. Богом избранная, Богом венчанная, чистая, Полная вечно–нетленной, живой красоты, Ты мне явила виденье, как солнце лучистое, Новую веру и новое царство мечты. Богом избранная. Богом венчанная, чистая. Сердце в любовном горении хочет к Тебе устремиться, Бедное сердце мое недостойно Тебя. Пасть пред Тобою, в восторге немом преклониться, След Твоих ног целовать, благоговея, любя. Сердце в любовном горении хочет к Тебе устремиться. Господи, Боже, Владыка Живой и Всесильный, Сделай достойным меня этой нездешней любви, Полный святыни, любовью великой обильный, Сердце больное мое десницей Своей обнови. Господи, Боже, Владыка Живой и Всесильный. Тени ночные плывут над уснувшей землей, Сонмы прозрачных таинственно–чудных видений Мир покрывают воздушной своей пеленою, Мир наполняют волною живых откровений. Тени ночные плывут над уснувшей землей.

1915 год

22.3.1915

Одна из самых больших опасностей для духовной жизни — это простор души, жизнь по стихиям и по обычаям мира сего. Мы живем, и очень часто, «без оглядки», не вникая, не всматриваясь ни в себя, ни в окружающих нас, живем без внутреннего контроля, как живется. Хорошо, если в душе нашей уже много добрых навыков, тогда жизнь течет по старым рельсам, и мы не рискуем упасть в пропасть. Но если душа наша хаотична, беспорядочна, «бесправильная», тогда наша «неоглядчивость» влечет нас к гибели. Каждую минуту, каждый час — самопроверка и самоанализ трезвый, беспристрастный, не педантичный, но и не поверхностный, — вот первое правило духовной жизни. Тогда томительное, манящее, неопределенное и призрачное «завтра» не будет поглощать все лучшее в нашем духовном «я». Не слепыми, не с завязанными глазами пойдем мы по узким и тернистым дорогам мира, — но с широко открытым взором, озираясь, видя все провалы и пропасти, но и все цветы, все радостные и благоуханные травы, которые будут встречаться нам на жизненном пути. «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть».