Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит Иустин (Попович)-ТОЛКОВАНИЕ НА 1-Е ПОСЛАНИЕ -К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

2:10. Свидетели вы и Бог, как свято, и праведно, и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими.

Наша задача – стать святыми во всей жизни нашей, стать чистыми, праведными и непорочными во всей жизни, достигая этого в себе через веру, молитву, пост, милосердие и все другие добродетели. Да, мы, люди, мы, христиане, действительно можем достичь этой высоты, чему вы сами свидетели. Свидетели вы и Бог, как свято, и праведно, и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими.

Зачем я говорю это? Чтобы вы нам подражали и стали ревнителями, чтобы стали ревностными нашими подражателями; через нас – подражателями Господу Иисусу Христу, Который действует и чудотворит в нас.

2:11–12. Потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили, и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.

Господь, сошед с небес, стал человеком и жил на земле, чтобы показать людям Божий путь, чтобы дать им необходимые силы, дабы и они жили для Бога, в Боге и ради Бога.

Сходя с небес, Живой Господь и Бог перенес на землю и всю божественную жизнь со всеми ее силами, чтобы люди смогли с помощью Его и Его благодати во Святом Духе, посредством Святых Таинств и добродетелей достичь этой божественной жизни и жить ею не только на земле, но и на небесах после смерти на веки вечные.

В нашу земную жизнь через грех Адамов и другие человеческие страсти вошла смерть со всеми силами зла и ада, так что жизнь в Боге, для которой мы были созданы, постепенно превратилась в жизнь в диаволе. Человеческая мысль, созданная Богом и предназначенная для богомыслия, вследствие любогреховности предалась диаволомыслию. То же произошло с чувствами и всеми силами души. И живя вне Бога, мы в действительности жили грехом, или, точнее, сам грех жил в нас. Ведь и соделав какой–либо грех, мы говорим: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7:19–20).

Грех настолько вкоренился в нашу душу, в наше сердце и во все наше существо, что вся наша жизнь протекает во мраке греха и сама рождает любогреховные помыслы, возбуждающие греховные чувства и дела, которые постепенно превращаются в диавольские чувства и дела, поскольку грех, большой и малый, – несомненно живая сила диавола! Кроме этого, грех по своей сущности – жизнь диавола; ведь диавол живет посредством греха, мыслит, чувствует, действует посредством греха и на вечные мучения обрекает посредством греха. Одним словом, диавол есть диавол посредством греха, так что грех в первую очередь есть "духовная" демонская сила, которая на протяжении нашей жизни преображается в видимые и невидимые лица. Но кроме этих преображений грех всегда является и остается силой диавола, жизнью, мыслью и чувством диавола. Поэтому Сам Господь и Бог стал человеком и как Богочеловек совершил спасение человека от греха, смерти и диавола, спасение от жизни, мыслей, чувств и действий диавола.

Как, каким образом? Посредством жизни в Боге, богомыслия, чувств в Боге, действий в Боге Он совершил спасение человека, и только Он как Богочеловек мог его совершить. Другого пути нет. Только весь человек, соединившись с Богом, мог и может спасти от диавола и от страшных его сил – греха и смерти. Человек только через Богочеловека соединяется с Богом, Который, будучи Всесильным, спасает от диавола и всех его убийственных сил.

Спасение человека есть подвиг воплощения Бога в человеке, когда человек с помощью благодатных Таинств и святых добродетелей воплощает в себе Богочеловека Христа, единого Спасителя людей от греха, смерти и диавола. В этом бесконечном и сложном подвиге человек живет для Бога, думает, чувствует, действует для Бога: жизнь человека благодатью Святаго Духа превращается в бого–жизнь, мысль – в бого–мыслие, чувство – в бого–чувствование, дела – в бого–делание. Как человек, плененный грехом, живет для греха, так и тот, кто служит Богу, живет для Него.

Как человек без Богочеловека через страсти становится диаволочеловеком, так через веру, любовь и добродетель он становится богочеловеком по благодати! Всю свою жизнь христианин строит по Богочеловеку и никогда – по человеку, поскольку он всем своим существом чувствует, что вне Богочеловека все является грехом, смертью и мучением. Жизнь без Богочеловека недостойна праведного человека, христианина, – ведь в ней всегда действуют и господствуют видимые и невидимые силы греха и зла, которые прямо и косвенно происходят от диавола.

Только жизнь в Богочеловеке и ради Богочеловека достойна человека, поскольку такая жизнь дает ему вечную божественную правду, истину и радость. Поэтому для христианина основа основ – это жить достойно Бога, что происходит, когда человек живет жизнью Богочеловека Христа: ведь Он стал человеком, сошел с небесных высот, чтобы показать нам, людям, чт!о представляет из себя жизнь Бога. И Он показал нам это самым очевидным и совершенным образом, так что мы благодаря Ему знаем, что действительно божественную жизнь можно прожить в человеческом теле и при земных условиях.

Жить по божественному Евангелию есть то же, что жить достойно воплотившегося Бога: Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую (Флп. 1, 27).

Исполняться божественной заповедью Евангелия – это и есть жить достойно Бога; исполняться всем существом святыми добродетелями Евангелия – это и есть жить достойно Бога. Одним словом, жить Господом Иисусом Христом как душой нашей души, как сердцем нашего сердца, как совестью нашей совести, как желанием нашего желания, как существом нашего существа – это и есть жить достойно Бога.