Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит Иустин (Попович)-ТОЛКОВАНИЕ НА 1-Е ПОСЛАНИЕ -К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Весь Бог живет в человеке, в христианине на нашей земле. Это то новое, что принес нам Господь Иисус Христос как Богочеловек. И мы, люди, учимся у Богочеловека Христа, как нам следует жить в этом мире, – жить, как жил Богочеловек Христос, жить в Нем, с Ним и ради Него. И если мы живем так, то у нас самая совершенная жизнь, какую только может вообразить человек. Этой жизни ни один человек не может навредить, поскольку она бессмертна, вечна, богочеловечна, исполнена Богом и безмерно сильнее каждого беса и всей диавольской силы.

Став человеком, Богочеловек Господь Иисус Христос, указал нам путь, по которому нам нужно следовать, чтобы достичь Небесного Его Царствия. Становится ясно, каким должен быть человек, живущий для Бога, как должен мыслить, как чувствовать и как действовать человек, у которого весь ум, вся душа, все сердце и все существо устремлено к Богу.

В действительности только христиане знают, как должно жить в этом мире, благодаря Богочеловеку, Который не только научил их этому, но и дает им Божественные силы для исполнения этого, дает Духа Святаго посредством Святых Таинств и добродетелей.

Мы через Святое Крещение стали Христовыми, облеклись во Христа (см.: Гал. 3:27), исполнились Им и живем в Нем. А остальные Таинства и святые добродетели еще больше нас всех укрепляют, чтобы мы непрерывно возрастали возрастом Божиим (Кол. 2:19), доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), доколе мы станем богами по благодати, доколе не изобразится в нас Христос (ср.: Гал. 4:19), а это значит, доколе мы не станем богочеловеками по благодати.

Коли мы истинные христиане, то живем непрерывно для Христа! Тогда мы в праве сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). И действительно, для нас жизнь есть Христос: ибо для меня жизнь – Христос (Флп. 1:21).

А в чем состоит жизнь Христова? Это жизнь, в которой нет ничего тленного; это и есть вечная жизнь. Да, Христос есть вечная жизнь! И мы, христиане, веря в Него всем нашим существом, начинаем еще отсюда, с земли, жить вечной жизнью как чем–то человеческим, как чем–то, нам принадлежащим. Ведь Вечный Господь не перестает благовествовать: Верующий в Сына имеет жизнь вечную (Ин. 3:36). А поэтому каждый верующий в Него, поскольку имеет вечную жизнь, перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24). И никакая смерть не властна над ним. Но и не только это. Для нас, христиан, смерть – приобретение (Флп. 1:21) и радость, поскольку ведет нас к Сладчайшему Господу Иисусу Христу и мы становимся навеки Его! Господь Иисус Христос имеет жизнь в Себе, является источником жизни, жизнью со всеми ее божественными совершенствами и бесконечностями (см.: Ин. 1:4; Кол. 1:16, 19, 20; Евр. 2:10). Поскольку единственно Он в человеческом роде имеет право сказать о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). И там, где смерть царила и господствовала над людьми, Господь проповедал: Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11:25).

Став человеком, Господь Иисус Христос победил смерть Своим Воскресением и даровал человеческому роду самый бесценный дар – жизнь вечную, ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). До пришествия Христа в человеческом роде правил закон смертности, а с тех пор как Он пришел, стал править закон бессмертия и вечной жизни для всех, верующих в Него и живущих в Нем. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8:2).

Чтобы обеспечить себе эту вечную жизнь, человек должен непрестанно бороться со всем смертным и грешным, бороться со всякой смертью и диаволом посредством молитвы, поста, веры, терпения и не отступать ни от одного евангельского подвига. Поскольку наше христианское призвание состоит в том, чтобы подвизаться добрым подвигом веры, держась вечной жизни, к которой мы призваны (ср.: 1 Тим. 6:12).

На земле первый раз вечная жизнь явилась в лице Богочеловека Христа, жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин. 1:2). И Богочеловек Христос есть вечная жизнь, поскольку есть истинный Бог: Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5:20). Кто имеет Его, имеет жизнь вечную, а кто не имеет – не имеет и жизни вечной: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5:11).

И мы, христиане, знаем, что перешли от смерти к жизни через веру в Господа Иисуса Христа и любовь к Нему и братьям: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3:14). Тот, кто не имеет в себе этой веры и любви, не имеет вечной жизни, поскольку еще не исторг всего тленного и греховного. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3:15).

Жизнью во Христе, жизнью, согласной с Евангелием Христовым, мы угождаем Богу Живому. Только так человек становится угодным Богу. Такой жизнью человек угождает не себе, но только Богу, живет не ради себя, но только для Бога. Так и вы, живя для вечной жизни, угождаете Богу жизни. И что можно жить этой жизнью, вы, христиане Фессалоник, доказываете тем, что уже живете ею.

Богочеловек Господь, став человеком, не требует от нас, людей, ничего противоестественного, но только того, что человек может совершить в пределах своей человеческой сущности. И мы, исполняя заповеди Богочеловека Христа, одновременно исполняемся Божественными силами, источающими вечную жизнь во все наше существо.

Вечная жизнь совершенна, но одновременно и божественно бесконечна, поэтому мы должны непрерывно преуспевать в ней. И чем больше мы ее приобретаем, тем больше алчем и жаждем ее. И в этой сладкой алчбе и чудесной жажде состоит неизреченное наше богатство. Да, поскольку наша душа по причине ее богоподобия ненасытно алчет вечной жизни со всеми ее совершенствами и бесконечностями! Поэтому нам необходимо непрерывно расти и в изобилии приносить плоды доброделания.

4:2. Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.