Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит Иустин (Попович)-ТОЛКОВАНИЕ НА 1-Е ПОСЛАНИЕ -К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Тело свое ты соблюдаешь в святости и чести, когда не позволяешь его осквернять нечистым желаниям, лукавым мыслям и блудным похотениям. Стань на страже своего тела и мечом веры отсекай всякий блудный помысл, как только он появится. Огнем молитвы пожигай всякую нечистоту, копьем поста пронзай ее, как только она появится в твоем сердце. Когда бесы блуда нападают на вас со всех сторон, призывайте на помощь все святые силы и Таинства, а прежде всего – Таинства Святой Исповеди и Божественного Причастия. Распните себя постом, потрудитесь в молитве, умойтесь слезами и погасите пламень страстей. Обновите себя богомыслием и бдением, и тогда посетит вас Господь милостью Своею и освободит вас от страстей ради вашей искренней веры и горячего усердия к подвигам. Пусть огонь молитвы горит в душе вашей днем и ночью, и тогда все бесы блуда убегут от нее, а все блудные желания исчезнут. Так было со святым Симеоном, от которого даже во время сна исходило пламя благодатной молитвы, разгоняющее легионы нечистых духов со всеми их искушениями. Христиане по своему званию чисты, а поэтому должны стать настоящими святыми. Итак, блуд и нечистота не должны даже именоваться среди них, как прилично святым (Еф. 5:3).

4:6. Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

Кто блудит – грешит против своего тела, но кто прелюбодействует – грешит не только против своего тела, но и против ближнего своего, поскольку оскверняет супругу брата своего. Поэтому прелюбодеяние – это грех более страшный, чем блуд: прелюбодей виновен и перед братом своим. Всеведущий, Всесильный и Милостивый Господь воздает по достоянию за этот большой грех скорбями, болезнями, мучениями, и даже смертью. Евангелие Всеблагого и Всемилостивого Бога есть одновременно и Евангелие Праведного Бога, Который не оставит нераскаянного греха без наказания.

Прелюбодеяние есть злая, сатанинская сила, которая втягивает человека в царство зла, и если он не противостоит ей благодатью покаяния, то эта сила потопит человека во зле. Но до тех пор Господь испытывает прелюбодея посредством мучений, болезней, разных скорбей, напоминая ему о его грехе, который всегда остается человекоубийством, до тех пор пока грешник не покается и не освободится окончательно от этого страшного порока.

Человек наказывается за всякое зло и всяким злом, какое он совершает. И когда это зло велико, как велик грех прелюбодеяния, тогда и наказание бывает большим. Какое же это наказание? Удаление от Бога Живого! Люди, накопившие большие грехи, в действительности следуют путем диавола, если не раскаются, поскольку каждое зло затягивает человека в свое царство, которое есть мука вечная! Если человек не противостоит злу благодатью покаяния, верой, молитвой, постом, самоумерщвлением, тогда это зло приведет его к муке вечной! Зло по своей природе оскверняет человека, и мы, люди, хоть и сотворены по образу Божию, но лишаемся добра по причине греха, который всем своим существом происходит от греха и совершается ради греха.

4:7. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

Господь и Бог Иисус Христос, Богочеловек, сошел на землю и жил среди нас, чтобы призвать нас к божественной жизни, к жизни в Боге. И эта жизнь вся состоит из добра и не имеет в себе ни малейшего зла. В личности Богочеловека Христа человеческие глаза впервые увидели, что зло и добро не имеют между собой ничего общего и зло никогда не может стать добром, а добро – злом. Таково божественное добро: вся его природа противна злу и никогда не может сообщиться с ним, как и свет не может сообщиться с тьмой. Вся личность Господа Иисуса Христа, вся Его жизнь и все Его Евангелие есть не что иное как неумолкающее призывание людей в это божественное добро, которое становится их светом и их жизнью. Господь Иисус Христос как Богочеловек учит человека только божественному добру и только к нему всегда призывает, поскольку с водворением божественного добра в себе и окружающем мире человек побеждает зло как в себе, так и вокруг себя.

Богочеловек есть совершенный пример Человека, в Котором в совершенной мере осуществилось божественное добро. И таким образом открылся совершенный пример святости. Он всем Своим существом, всем Своим учением, всей Своей жизнью, Своим Воскресением, Крестом, Вознесением призывает человека к этой святости.

Мы, христиане, если действительно принадлежим Христу, обязаны быть святыми во всей нашей жизни: По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках (1 Пет. 1:15). Ради святой жизни нам даруются божественные блага рая: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Но и более того, нам дарован Сладчайший Господь Иисус Христос, единый истинный Бог, а с Ним все, что Он имеет, чего мы нашим ограниченным умом и постичь не можем. Свидетельством этому – все Его Евангелие, Его Церковь.

4:8. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

Тот, кто отвергает это, не человека отвергает, а Бога, поскольку только Он как истинный Бог мог даровать это людям, – только Он как Богочеловек, и никакой человек, кем бы он ни был. Вы являетесь свидетелями этого, поскольку он вам, христианам Фессалоник, дал Святаго Духа через Святое Крещение и через другие Святые Таинства и добродетели. С Ним и вы спаслись от греха и тирании всякого зла и узнали силу Божественного добра, и сладость Святого Евангелия, и власть Всесвятаго Духа – да, власть Святаго Духа, противную власти духов злобы. Дух Святый наполняет вас святостью, благими помыслами, чувствами и расположениями, посредством которых Он спасает от всякой духовной смерти, от порабощения грехам и сквернам. Ведь грехи сковывают человека в мрачных темницах душевной смерти, так что человек становится бессильным сделать что–либо святое и богоугодное. Только когда человек пробуждается от душевной смерти через покаяние, он начинает жить новой жизнью по Богочеловеку благодатью Духа Святаго и уже не живет своими любогреховными желаниями и наклонностями.

4:9. О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга.

Свидетельство святой жизни – святая любовь, ведь святая жизнь становится явной через любовь. В первую очередь любовь, поскольку Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Первое, что человек выносит из духовно–благодатного общения с Богом, это Его человеколюбие, которое вызывает в его сердце боголюбие. Любя человека, Бог Своей любовью делает любвеобильным и самого человека, поскольку христианин человеколюбие Божие превращает в любовь к Богу.

Господь Иисус Христос, воплощенный Бог любви, учит нас божественной любви всем Своим существом, всей Своей жизнью и всем Своим Евангелием! Эта божественная любовь сначала открывается как любовь к Богу, а затем вырастает в любовь к ближнему. Бог любви открывает нам, открывает каждому человеку вечное божественное достоинство, существующее в ближнем. Воплощенный через крещение в каждом крещеном Господь Иисус Христос наполняет его существование Своей божественной любовью в первую очередь через Святое Причастие. Обязанность каждого христианина состоит в том, чтобы передать эту божественную любовь своему ближнему.